Информация о педагогике » Теоретико-методологический анализ формирования навыков связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня » Формирование навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 5

Аналогичные занятия проводятся по теме "Овощи - фрукты". Вот пример сравнительного рассказа Марианны М. "Апельсин и капуста".

"У меня апельсин и капуста. Капуста зеленого цвета, а апельсин оранжевый. А по форме капуста и апельсин круглые. Апельсин маленький, а капуста большая, у нее листьев много, они полные. А у апельсина шкурки целые. Апельсин бывает сладкий, а бывает кислый, вот в садике у нас кислый апельсин. А капуста вкусная. Апельсин растет на дереве, он - фрукт, а капуста растет на огороде, где горох. Она - овощ. Как мы их кушаем? Апельсин надо помыть и почистить. Еще бывает такой сок. А капусту помыть, потереть и пожарить. Еще ее жмут и топорят. Еще ее режут и в щи".

Организуя занятия по обучению пересказу, мы придерживались строгого плана:

1. Организационная часть (цель - помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста);

2. Чтение текста (без установки на пересказ);

3. Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставили так, чтобы дети могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);

4. Повторное чтение текста детьми (с установкой на пересказ);

5. Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);

6. Упражнения на закрепление языкового материала;

7. Анализ детских рассказов.

Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Мы подбирали, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был главный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.

Исходя из этого, разработали конспекты занятий по обучению пересказу детей с ОНР с опорой на иллюстративное панно, в том числе по теме "Пересказ сказки "Проказы старухи Зимы" в обработке К.Д. Ушинского". В центре фланелеграфа мы помещали картинку с изображением старухи Зимы. Под ней в одном ряду последовательно размещали картинки с изображением птиц, рыб, зверей, взрослых, детей. Так перед глазами детей появляется наглядный план пересказа.

Успешно справились дети и с пересказом довольно большой по объёму и количеству действующих лиц мордовской сказки "Как собака друга искала" (в обработке С. Фетисова). Главный персонаж - Собака (прикрепляли картинку в центре фланелеграфа) ищет друга, который бы никого не боялся. Первым она встретила зайца (появляется картинка с изображением зайца - первая в ряду). Ночью мимо них пробежала мышь (ставили картинку с изображением мыши под зайцем). Собака услышала, залаяла, заяц испугавшись, что может прийти волк, убежал. Собака решила подружиться с волком - уж он-то, наверное, никого не боится (ставили картинку с изображением волка в первом ряду). Ночью рядом оказалась лягушка (под волком прикрепляли лягушку), собака опять залаяла. Волк подумал, сто может прийти медведь (появляется картинка с изображением волка), испугался и ушел. Собака позвала медведя, но тот и дня с собакой не провёл: появился уж (прикрепляли его изображение под медведем), и медведь решил, что вслед за ним появится человек, и тогда ему, медведю, не поздоровится (прикрепляли изображение человека). В конце сказки собака наконец встречает верного друга - человека, который - уж точно! - никого не боится.

Итак, на иллюстративном панно-схеме дети видели всех действующих лиц сказки, причём в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они основное внимание концентрировали на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, которое они пересказывали.

Иллюстративное панно просто необходимо при обучении детей пересказу сказки "Вершки и корешки" (в обработке К.Д. Ушинского). Текст сказки четко делился на две части: сначала мужик и медведь сажали и делили репу, затем сеяли пшеницу и тоже делили её. Детям обычно трудно запомнить, что кому досталось в первой части сказки, что - во второй. Наглядное панно всё расставляет по своим местам.

Вверху фланелеграфа прикрепляли картинки с изображением мужика и медведя. Выросла репа - мужик взял корешки, а Мише отдал вершки (под мужиком прикрепляли картинки с изображением самой репы, под медведем - её ботву). Поспела пшеница - мужик взял себе вершки, а Миша - корешки (рядом с репой прикрепляли картинку с колосками, а около картинки с ботвой репы поместили изображение тонких корней колоса пшеницы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru