Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной описательной речи, на наш взгляд, способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Выполнение детьми рисунков может проводиться под руководством воспитателя.
Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) проводилось нами на отдельных занятиях по темам: "Моя любимая игрушка", "Наши верные друзья" и др. Описание по памяти может проводиться и на воспитательских занятиях, особенно на основе свежих впечатлений детей, например, после посещения зоопарка, живого уголка, коллективного труда по уходу за растениями, занятий по ознакомлению с природой.
Составление описательных рассказов.
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о животных, используя при этом план-схему. Продолжать учить связности, развернутости. Непрерывности высказывания, закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
Ход занятия.
Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свое место тому из детей, кто назовет дикое животное, обитающие в лесах нашей страны.
1. Логопед рассказывает детям историю о том, что недавно, гуляя в лесу, она встретилась с двумя инопланетянами (показывает картину с их изображением). Из беседы с этими существами стало ясно, что они считают всех зверей на Земле очень похожими. Логопед предлагает детям доказать гостям с другой планеты, что все звери разные, а для этого сравнить некоторых из них. Рассказы детей о зверях логопед обещает записать на магнитофонную пленку и в следующее посещение инопланетянами Земли передать им.
Перед детьми ставится магнитофон с микрофоном, а на доску - схема составления рассказов (см. приложение). Уточняются пункты плана рассказывания (по схеме).
Каждому ребенку предлагается выбрать картинку с изображением того животного, о котором хотелось бы рассказать.
Дети, взяв картинки, садятся на свои места и готовят рассказ о "своем" животном. Им разрешается задавать логопеду любые вопросы, чтобы рассказ получился более полным, интересным и точным.
2. Первая пара детей (желательно из сильной подгруппы) выходит со своими картинками и ставит их на доску. Логопед напоминает, что, так как мы записываем на магнитофон свои рассказы. Желательно, чтобы они были четкими, выразительными, без ошибок и остановок.
Сначала один ребенок рассказывает по плану о своем животном, затем второй. Убедившись в готовности детей, логопед включает магнитофон (подобный прием мобилизует рассказывающих, усиливая мотивацию их речи и самоконтроль за ней).2-3 пары детей рассказывают по очереди.
3. Динамическая пауза. Игра с мячом.
Задание: поймавший мяч должен подобрать 3 наиболее точных определения к тому животному, которое назовет логопед. Пример: медведь - сильный, большой, мохнатый; волк - хищный, голодный, злой и т.п. Поощряется употребление сложных прилагательных, отработанных на занятиях с воспитателем: куцехвостый, остромордая, длиннохвостая, острозубый, тонконогий и пр.
4. Логопед вызывает двоих детей из слабой подгруппы и, зная их сложности в связном высказывании, предлагает по очереди рассказывать не весь рассказ, а отдельные кусочки в соответствии с каждым пунктом схемы.
5. Дети с наиболее сформированной связной речью составляют сравнительные рассказы по паре картинок, выбранных детьми. Каждый рассказ кратко анализируется логопедом.
Описательные рассказы детей по теме "Животные".
Миша Д. "Волк".
"Волк живет в лесу. У него есть передние лапы и задние лапы. Он злой, у него большие клыки. Есть хвост. Волк серый. Глаза желтые, нос черный. Лицо злое. Уши треугольные. Когти злые и колючие. Живет он в норе. Он ест козлов, баранов, зайцев. Он хищный, дикий волк. Детеныша зовут волчонок".
Света Ч. "Белка".
"Это белка. Уши у нее как у рыси. Лапы и хвост пушистые. А хвост в ней самый пушистый. Лапы у нее загнутые. Глаза черные. Белка рыжая и чуть-чуть белая. Живет белка на дереве в дупле. Питается она шишками, орехами. На зиму она утепляет дом, она собирает на зиму от елки шишки. Детеныша зовут бельчонок. Потом он вырастает и станет тоже белка. И они вместе собирают кушать".
Изучение итогового уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей
старшего дошкольного возраста
Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения. Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, чт ...
Значимость изготовленных изделий из дерева
Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников. Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множество факторов: 1) социальную значимость изделия; 2) соответствие технологии изгото ...
Педагогическая теория Аристотеля
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Аристотель признавал единство мира, неотделимость ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.