Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной описательной речи, на наш взгляд, способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Выполнение детьми рисунков может проводиться под руководством воспитателя.
Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) проводилось нами на отдельных занятиях по темам: "Моя любимая игрушка", "Наши верные друзья" и др. Описание по памяти может проводиться и на воспитательских занятиях, особенно на основе свежих впечатлений детей, например, после посещения зоопарка, живого уголка, коллективного труда по уходу за растениями, занятий по ознакомлению с природой.
Составление описательных рассказов.
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о животных, используя при этом план-схему. Продолжать учить связности, развернутости. Непрерывности высказывания, закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
Ход занятия.
Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свое место тому из детей, кто назовет дикое животное, обитающие в лесах нашей страны.
1. Логопед рассказывает детям историю о том, что недавно, гуляя в лесу, она встретилась с двумя инопланетянами (показывает картину с их изображением). Из беседы с этими существами стало ясно, что они считают всех зверей на Земле очень похожими. Логопед предлагает детям доказать гостям с другой планеты, что все звери разные, а для этого сравнить некоторых из них. Рассказы детей о зверях логопед обещает записать на магнитофонную пленку и в следующее посещение инопланетянами Земли передать им.
Перед детьми ставится магнитофон с микрофоном, а на доску - схема составления рассказов (см. приложение). Уточняются пункты плана рассказывания (по схеме).
Каждому ребенку предлагается выбрать картинку с изображением того животного, о котором хотелось бы рассказать.
Дети, взяв картинки, садятся на свои места и готовят рассказ о "своем" животном. Им разрешается задавать логопеду любые вопросы, чтобы рассказ получился более полным, интересным и точным.
2. Первая пара детей (желательно из сильной подгруппы) выходит со своими картинками и ставит их на доску. Логопед напоминает, что, так как мы записываем на магнитофон свои рассказы. Желательно, чтобы они были четкими, выразительными, без ошибок и остановок.
Сначала один ребенок рассказывает по плану о своем животном, затем второй. Убедившись в готовности детей, логопед включает магнитофон (подобный прием мобилизует рассказывающих, усиливая мотивацию их речи и самоконтроль за ней).2-3 пары детей рассказывают по очереди.
3. Динамическая пауза. Игра с мячом.
Задание: поймавший мяч должен подобрать 3 наиболее точных определения к тому животному, которое назовет логопед. Пример: медведь - сильный, большой, мохнатый; волк - хищный, голодный, злой и т.п. Поощряется употребление сложных прилагательных, отработанных на занятиях с воспитателем: куцехвостый, остромордая, длиннохвостая, острозубый, тонконогий и пр.
4. Логопед вызывает двоих детей из слабой подгруппы и, зная их сложности в связном высказывании, предлагает по очереди рассказывать не весь рассказ, а отдельные кусочки в соответствии с каждым пунктом схемы.
5. Дети с наиболее сформированной связной речью составляют сравнительные рассказы по паре картинок, выбранных детьми. Каждый рассказ кратко анализируется логопедом.
Описательные рассказы детей по теме "Животные".
Миша Д. "Волк".
"Волк живет в лесу. У него есть передние лапы и задние лапы. Он злой, у него большие клыки. Есть хвост. Волк серый. Глаза желтые, нос черный. Лицо злое. Уши треугольные. Когти злые и колючие. Живет он в норе. Он ест козлов, баранов, зайцев. Он хищный, дикий волк. Детеныша зовут волчонок".
Света Ч. "Белка".
"Это белка. Уши у нее как у рыси. Лапы и хвост пушистые. А хвост в ней самый пушистый. Лапы у нее загнутые. Глаза черные. Белка рыжая и чуть-чуть белая. Живет белка на дереве в дупле. Питается она шишками, орехами. На зиму она утепляет дом, она собирает на зиму от елки шишки. Детеныша зовут бельчонок. Потом он вырастает и станет тоже белка. И они вместе собирают кушать".
Система начального профессионального образования
Система начального профессионального образования выполняет следующие основные функции: удовлетворение потребности в профессиональных образовательных услугах: обеспечение экономики в квалифицированных кадрах и социальную стабилизацию жизни территории, обеспечивая занятость преподавательского состава ...
Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
В обучении языку детей с нарушениями слуха в настоящее время используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Теоретические и методические основы коммуникативной системы были разработаны и экспериментально подтверждены в 50-6 ...
Реализация эмоционально-ценностного компонента
образования
Методы для усвоения эмоционально-ценностного компонента должны отражать механизмы усвоения ценностей и эмоционального развития. Опыт эмоционально-ценностного отношения, усваиваемый в ходе и результате переживаний, связанных с определенными объектами, требует методов, которые в педагогической литера ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.