Информация о педагогике » Теоретико-методологический анализ формирования навыков связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня » Формирование навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 2

При подборе методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия на формирование связной речи были использованы общепринятые основные положения логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, которые были существенно дополнены специфическим содержанием, имеющим коррекционную направленность.

Нами были использованы педагогические технологии развития связной речи В.П. Глухова и В.К. Воробьёвой, также мы опирались на методику, предложенную Т.А. Ткаченко.

Методы и приемы реализовались в процессе обучающего эксперимента на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и в повседневной жизни людей, на индивидуальных и подгрупповых занятиях, что позволило выстроить последовательную систему комплексной коррекционной работы логопеда и воспитателя.

Формирование связной речи детей с ОНР в ДОУ осуществлялось как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.

Работа по развитию связной речи детей включала: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения, обучение рассказыванию. И была выстроена на этапах: развития пересказа, рассказывания по картинам, рассказам-описаниям предметов и развитии творческого рассказывания.

При этом коррекционную работу мы представляем в виде следующего алгоритма:

Исследования показали, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский. После анализа всех используемых при обучении дошкольников видов самостоятельного рассказывания мы отобрали те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных фактора, и расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также "свертывания" смоделированного плана.

Получилось следующее:

пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

составление рассказа по демонстрируемому действию;

пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

составление рассказа по серии сюжетных картинок;

пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Учитывая сказанное, мы опирались на схемы для составления описательных и сравнительных рассказов (см. приложение).

Для воспитателей группы мы предложили использовать те виды, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи, а именно:

чтение и разбор коротких рассказов и сказок;

рассматривание объектов и предметов;

беседа по картинке.

Занятия, предусмотренные перспективным планом для развития связной речи, были распределены следующим образом:

Вид задания

Количество занятий

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин

4 занятия

Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов

4 занятия

Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картин

4 занятия

Составление рассказа с элементами творчества по одной сюжетной картине

2 занятия

Составление описательных рассказов с использованием схем

5 занятий

Творческое рассказывание

2 занятия

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных заведений технического профиля и основные требования к ней
Фундаментальность физического образования предполагает, что в высших технических учебных заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий. Содержание курса фи ...

Музыкальность как совокупность музыкальных способностей
Главная задача музыкального воспитания детей - комплексное развитие музыкальных способностей. Проблема музыкальных способностей и их развития рассматривается разными авторами: Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, В.П.Анисимов. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. Б.М. Теплов очень ч ...

Современное состояние психологической науки
По мнению Ф.Е. Василюка «Карта отечественной психологии за последние 10 лет изменилась, пожалуй, более радикально, чем карта Восточной Европы. Тогда, в 1985 г. над пустынными психологическими пространствами возвышались несколько академических крепостей (то были главным образом столичные психологиче ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru