Этапы работы с площадями в средней школе

Страница 1

Тема "Площади фигур" изучается в школьном курсе математики в несколько этапов, а именно:

Пропедевтический курс (1-6 классы)

Основная школа (7-9 классы)

Старшая школа (10-11 классы)

В пропедевтическом курсе, который охватывает начальную школу и младшие классы среднего звена, учащиеся знакомятся с различными геометрическими фигурами, приобретают начальные навыки изображения этих фигур с помощью линейки, циркуля, угольника. С понятием площади учащиеся знакомятся на наглядно-интуитивном уровне. Школьники приобретают опыт непосредственного измерения, нахождения и сравнения площадей с помощью клетчатой бумаги, палетки, а также знакомятся с различными единицами измерения площадей и переводом из одних единиц измерения в другие.

На этом же этапе учащимся приводятся формулы для косвенного измерения площадей (формулы для вычисления площадей прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника и круга), которые даются без всякого обоснования. Учащиеся вычисляют площадь прямоугольника, а также площадь фигуры, составленной из единичных квадратов.

Обязательным является умение решать задачи следующего типа:

№ 1. Найдите площадь квадрата, изображенного на рис.2.

№ 2. Чему равна площадь фигуры, изображенной на рис.3.

№ 3. Длина прямоугольника равна 20 мм, ширина – 14 мм. Найдите площадь этого прямоугольника.

На втором этапе изучается большое число теоретических фактов, с помощью которых проводится опосредованное, косвенное измерение площадей. Переходя к этому этапу необходимо мотивировать для учащихся переход от прямого измерения площадей к косвенному, для чего полезно с ребятами вспомнить об инструментах, спомощью которых измеряются углы(транспортир), длины отрезков(линейка) и заметить, что нет такого удобного, точного инструмента, с помощью которого измеряются площади.

Измерение площадей начинается во всех учебниках с измерения площади прямоугольника. Для прямоугольника с длинами сторон, выражающимися целыми числами, формула S=ab легко устанавливается (она известна учащимся из курса начальной школы). В школьном курсе геометрии после изучения площади прямоугольника с длинами сторон, выражающимися целыми числами, в начальной школе (или, в крайнем случае, площади прямоугольника с длинами сторон, выражающимися конечными десятичными дробями) больше к вопросу о площади прямоугольника не возвращаются вплоть до изучения темы "Площадь многоугольников"(в 8-9 классах). При этом здесь формула площади прямоугольника S=ab считается известной (для любых прямоугольников) и с ее помощью выводятся формулы для вычисления площади треугольника и частных видов четырехугольников. Вычисление площадей многоугольников является составной частью решения задач на многогранники в курсе стереометрии. Поэтому основное внимание уделяется формированию практических навыков вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач.

На этом же этапе доказывается формула площади круга: S= πr2 . Вывод этой формулы основан на теории пределов, которой в 9-летней школе нет. На интуитивном уровне учащиеся понимают, что периметр правильного многоугольника, вписанного в окружность, при неограниченном увеличении числа сторон и стремлении к нулю длины наибольшей его стороны "стремится" к длине окружности.

На данном этапе учащиеся решают несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и различные формулы и, главное, проводя аргументацию в ходе решения задач.

Обязательным является умение решать задачи следующего типа:

№ 1. Найдите площадь правильного треугольника, сторона которого равна 8 см.

№ 2. Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 17 см, а один из катетов равен 15 см.

№ 3. Диагональ квадрата равна 14 см. Найдите его площадь.

№ 4. ABCD – трапеция. Докажите, что треугольники ABD и ACD имеют равные площади (рис. 4).

№ 5. Найдите площадь круга, вписанного в правильный шестиугольник, сторона которого равна 4 см.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников
Интерес к этой проблеме в последнее время очень возрос. Связано это со становлением особой отрасли языкознания - лингвистики текста, которую определяют как науку о сущности и организации предпосылок и условий человеческой коммуникации. Термин " связная речь" употребляется в нескольких зна ...

Пейзаж – жанр живописи
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, горо ...

Развитие новой модели образовательного учреждения как единого образовательного пространства
Отечественная система образования всту­пила в новую фазу взаимосвязей с госу­дарством и обществом. Власть в своих законодательных документах двум послед­них лет, относящихся к сфере образования (Федеральная программа развития образо­вания 1999 гола, Национальная доктрина образования. 2000г. Програм ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru