Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая половина – развитию умений и навыков, необходимых при освоении профессии и в продвижении по профессиональному пути.
Техника «Знакомство» (1 час)
Задачи: познакомить участников группы друг с другом; дать им возможность почувствовать, какие они при общении в первичной ситуации.
Ведущие могут фиксировать основные факты с тем, чтобы выйти на последующее общение в непривычной ситуации и объяснить психологическую суть профессионального самоопределения.
Инструкция. «Каждый из нас, включая и ведущих, в течение 3-5 мин. расскажет о себе то, что хотел бы сказать незнакомому человеку. После того, как мы выслушаем рассказ одного человека, каждый из нас может задать ему вопросы». Ведущие могут задавать уточняющие вопросы.
· Расскажите о своих сильных и слабых сторонах.
· Что вы можете рассказать о своих интересах и увлечениях?
· Назовите свое имя, сколько вам лет, где вы учитесь?
· Почему вы пришли на эти занятия, что вы надеетесь здесь получить или узнать?
· Расскажите о своих мыслях, связанных с профессией и т.д.
В ходе обсуждения каждый должен ответить на следующие вопросы:
1) Как вы себя чувствовали, рассказывая о себе?
2) Чем вызвано такое поведение?
3) Как вы себя чувствовали, задавая вопросы другому человеку о нем самом?
4) Что легче – рассказывать о себе или самому задавать вопросы? Чем это вызвано?
5) При рассказе о себе удавалось ли анализировать свое поведение?
6) Понравилось ли вам собственное поведение, манера и суть рассказа о себе? С чем это связано?
Обсуждение лучше делать после небольшого перерыва.
Определение склонностей учащихся
Дифференциально-диагностический опросник
1 |
2 |
3 |
4 |
1а |
Ухаживать за животными |
или 1б |
Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а |
Помогать больным людям, лечить их |
или 2б |
Составлять таблицы, схемы, прог-раммы вычислительных машин |
3а |
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художест-венных открыток, грампластинок |
или 3б |
Следить за состоянием, развитием растений |
4а |
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
или 4б |
Доводить товары до потребления (рекламировать, продавать) |
5а |
Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или 5б |
Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты) |
6а |
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
или 6б |
Тренировать товарищей (или млад-ших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
1 |
2 |
3 |
4 |
7а |
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или 7б |
Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а |
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
или 8б |
Художественно оформлять выстав- ки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а |
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
или 9б |
Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а |
Лечить животных |
или 10б |
Выполнять вычисления, расчеты |
11а |
Выводить новые сорта растений |
или 11б |
Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а |
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать |
или 12б |
Разбирать в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а |
Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности |
или 13б |
Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а |
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
или 14б |
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а |
Составлять точные описания, отче-ты о наблюдаемых явлениях, собы-тиях, измеряемых объектах и др. |
или 15б |
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а |
Делать лабораторные анализы в больнице |
или 16б |
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а |
Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
или 17б |
Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а |
Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т.п. |
или 18б |
Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а |
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или 19б |
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а |
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или 20б |
работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Развитие связной речи в онтогенезе
В современных исследованиях в области лингвистики, психологии, педагогики выделяется разное количество этапов развития речи детей. Так, А.А. Леонтьев выделил: подготовительный (до 1 года), преддошкольный - этап первичного овладения языком (от 1 года до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный ...
Описание компетенции ОК-4
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" квалификация "бакалавр" предусматривает, что выпускник должен обладать определенными общекультурными компетенциями ( ...
Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей с
использованием литературного творчества
Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться и даже организовали календарно-обрядовый праздник «Осенины», (Приложение 6). Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.