Информация о педагогике » Развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития » Коррекционная работа по проблеме развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Коррекционная работа по проблеме развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Страница 3

Застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении детей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми детьми, отрицательные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, скованность в присутствии других детей. У некоторых детей данное качество остается устойчивой чертой личности, которая во многом усложняет и омрачает его жизнь. Поэтому для воспитателя (педагога) очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.

К таким детям при диагностическом обследовании можно отнести Верхотурова Ваню. Ваня поступил в центр реабилитации на I курс логокоррекции впервые из социального центра «Солнышко» Приаргунского района с диагнозом ЗПР. При встрече и в ходе общения ребенок испытывал эмоциональный дискомфорт, который проявлялся в робости, неуверенности, напряжении. В процессе беседы на личные темы он начинал вести себя особенно сдержанно, испытывал напряжение и скованность. Ваня – это такой ребенок, который с одной стороны доброжелательного относится к другим детям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Его застенчивость проявляется в самых разных ситуациях общения ребенка, даже тогда, когда оно имеет явно игровой характер. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях, в которой ожидает неуспех, он робко смотрит в глаза, не решаясь попросить о помощи.

Для проведения коррекционной работы, направленной на формирование и развитие общения с другими детьми и воспитателем, проводятся упражнения и занятия, направленные на снятие скованности, неуверенности в себе. Например:

1. «Сбрось усталость»

2. Упражнение «Заряд бодрости»

3. Упражнение «Дыши и думай красиво»

4. Упражнение «Очки»

5. Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок»

6. Занятие «Скажи хорошее о друге»

7. Игра «Ветер дует на…»

8. Упражнение «Как меня зовут»

В результате проведенных коррекционных мероприятий на протяжении 3-х недель ребенок стал более общительным, более раскованным и менее застенчивым. Работа по преодолению трудностей в общении продолжается в процессе доброжелательных бесед на личностные темы, игр и упражнений, снимающих напряжение и скованность, упражнений, направленных на самооценку ребенка.

Следует подчеркнуть особую, характерную для застенчивых детей, потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства.

Для того, чтобы ребенок стал в дальнейшем наиболее раскрепощенным, появилась уверенность в себе, я предлагаю ряд методических рекомендаций, направленных на формирование преодоления трудностей в общении с детьми и воспитателем.

Прежде всего доброжелательное отношение к ребенку на протяжении всего периода пребывания его в стационаре. Привлекать его внимание к себе с помощью доброжелательных бесед, направленных на раскрепощение ребенка, а также вовлекать его во все виды занятий и упражнений.

Для дальнейшей коррекционной работы были подобраны следующие упражнения и занятия, направленные на формирование общения с детьми.

1. Упражнение «Как меня зовут»

2. Пластический этюд «Солнышко»

3. Игра «Дотронься до…»

4. Игра «Скажи хорошее о друге»

5. Игра «Найди друга»

6. Игра «Солнечный зайчик»

7. Рисование на тему «Какой я есть, когда боюсь, и какой, когда ничего не боюсь».

8. Упражнение «Сбрось усталость»

9. Игра «Мы соскучились друг по другу»

10. Игра «Узнай по описанию»

Предложенные занятия и упражнения желательно проводить как с небольшой группой детей, так и индивидуально.

Игра принимает всех

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним; фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку. Игра – это творческая деятельность. Игра нравится самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно. Игра – это развитие коммуникативных навыков в первую очередь. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, речи. В игре ребенок учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Педагогика со времени татарского ига и до Петра Великого в Юго-Западной Руси
Разобщенная монголами с Северо-Восточной, Юго-Западная Русь вошла в состав Великого Литовского княжества, с 1386 г. соединившегося с Польшею. Польша стояла ближе России к Западу; гуманистическое движение не минуло и ее поэтому семена западной образованности заносились туда легче и скорее, чем на Ру ...

Психологические и лингвистические характеристики связной речи
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью ( ...

Значение и характеристика подвижной игры
В развитии двигательной деятельности ребёнка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости. Е.А. Аркин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство вос ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru