Информация о педагогике » Развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития » Коррекционная работа по проблеме развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Коррекционная работа по проблеме развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Страница 1

Диагностика детей

Практически в каждой группе детского коллектива разворачивается сложная и порой драматичная картина коммуникативных отношений детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются детьми и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается негативное отношение к другим. Вовремя определить проблемные формы коммуникативных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача педагога.

Наибольшую тревогу вызывают проблемные формы коммуникативных отношений среди детей в коллективе.

Особое внимание по развитию коммуникативных навыков уделялось следующим детям: 1, 2, 3.

Ячменев Олег: 6 лет, поступил с диагнозом ЗПР в отделение реабилитации на II курс логокоррекции из детского дома №2.

При проведении логокоррекции было выявлено следующее: ребенок обладал повышенной агрессивностью не только по отношению к детям, но ко всем взрослым людям, которые его окружали. В чем проявлялась его агрессивность? Агрессивное поведение принимало разнообразные формы, направленные на принесение какого-либо материального ущерба другому ребенку через физические действия.

Например, ломал постройку из кубиков, сделанную другим ребенком, мазал красками рисунок другого ребенка, мог разорвать рисунки других детей. Так проявлялась прямая физическая агрессия: Олег дрался, используя в качестве оружия кубики, детали от конструктора и т.д. Старался привлечь к себе внимание любыми способами: разбрасывая игрушки, переворачивая стульчики, громко смеялся. После неудачной попытки занять первое место в строю, он отталкивал опередившего его ребенка, хватал за волосы и пытался стукнуть. Эти данные дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков.

Ребенок находился в группе адаптации очень короткое время (3 недели).

В течение 2-3-х дней проводилось наблюдение за данным ребенком, за его поведением, за общением со сверстниками.

В результате наблюдений была проведена коррекционная работа, направленная на небезопасный выход агрессии, не на повышение самооценки, а на развитие коммуникативных навыков и игровой деятельности ребенка, на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. В данном случае были применены на первом этапе логокоррекции методы и приемы, направленные на формирование общения со сверстниками. Это игры, доверительные беседы в доброжелательном тоне, упражнения, направленные на формирование общения с детьми. Были проведены ряд игр и упражнений, применяемых как на занятиях, так и в свободной деятельности:

1. Игра «Комплименты»

2. «Круг друзей»

3. «Солнечные лучики»

4. «Как меня зовут»

5. Игра «Дотронься до…»

6. Игра «Мяч в руки»

7. Игра «Ветер дует на…

8. Упражнение «Возьми себя в руки»

9. Упражнение «Сбрось усталость».

В результате проведения всего комплекса коррекционной работы, направленной на формирование и развитие коммуникативных отношений между детьми отмечалось доброжелательное, спокойное отношение детей друг к другу.

В данный момент ребенок находится на II курсе логокоррекции. В результате повторной диагностики отмечается повышенная агрессивность по отношению к сверстникам и педагогу, но уже в умеренных действиях. ребенок е так часто разрушает продукты деятельности другого ребенка (ломает постройку из кубиков другого ребенка, рвет рисунки и т.д.), меньше дерется и кричит, больше общается со сверстниками в игре и на занятиях, больше интересуется окружающим миром, расширяется сфера отношений со сверстниками.

Коррекционная работа по преодолению взаимоотношений с детьми продолжается. И намечены следующие формы коррекционной работы:

1) Доброжелательное, доверительное отношение к ребенку в первую очередь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Практическое применение эффективных форм и методов подготовки учащихся 7-х классов общеобразовательных школ к адекватным действиям в условиях землетрясения
Оснащение кабинета ОБЖ регламентируется письмом департамента государственной политики в образовании минобрнауки России от 01.04.05 года №03 417. В письме содержатся рекомендации по оснащению кабинетов безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки специальным оборудованием. Эти реком ...

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
С ростом ребёнка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития физических качеств, без которых оно не может быть выполнено. Физические качества ребёнка ...

Анализ школьной программы
Функциональная линия – это одна из ведущих линий в школьной математике, знакомство с ней начинается в 5 классе, а заканчивается в 11 классе. В основной школе происходит изучение таких понятий, как функция, область определения функции, способы задания функции, график функции, возрастание и убывание ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru