Рисунок 4 – Концентрация и устойчивость внимания испытуемых до и после эксперимента (данные даны количества учащихся в %.)
Проведенный сравнительный анализ переключения внимания и уровня внимания так же показал положительные результаты.
Так, переключение внимания у старшеклассников повысилось с 0,47 до 0,59. Соответственно повысился и уровень внимания в целом, о чем свидетельствуют полученные коэффициенты до эксперимента было 2,98 после эксперимента стало 3,66. Результаты сравнительного анализа представлены в динамике на Рисунке 5.
Рисунок 5 - Переключение и уровень внимания до и после эксперимента (данные даны количества учащихся в %)
Таким образом, полученные результаты повторной диагностики свойств внимания говорят об эффективности разработки занятий по модульному принципу.
Сравнение коэффициентов уровня внимания с успеваемостью представлены на Рисунке 6.
Рисунок 6 - Взаимосвязь уровня внимания и успеваемости старшеклассников до и после эксперимента
Для того, что бы убедиться во взаимосвязи внимания и успеваемости мы сделали повторную выборку оценок за время формирующего эксперимента (Приложение В). Результат получился довольно-таки интересный, по предмету получили пятерки пять человек, а было только двое, которые имели пятерки по предмету. Из неуспевающих перешел один ученик в ряды учащихся, которые учатся посредственно. И поредели ряды "посредственных", их осталось только 4, а было 7.
Таким образом проведенное исследование показало, что проведение занятий, построенных по модульному принципу повышает внимание старшеклассников, развивает интерес к предмету и повышает успеваемость, что в принципе и подтверждает нашу гипотезу.
На основании полученных в исследовании выводов можно дать рекомендации учителям информатики:
1. Приступая к организации развивающего обучения учитель должен отчетливо представлять принципы, цели и задачи такого обучения.
2. При проведении занятий в определённой системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно:
- степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков уровень культуры общения
- максимальный учет их индивидуальных и психологические возрастные особенности
3. Развивать внимание надо наглядностью, эмоциональностью, интересным материалом включать непроизвольное внимание.
4. Различные виды лабораторных работ позволят сформировать компьютерную грамотность у учащихся.
5. Чтобы уроки не были скучными и учащиеся не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии.
6. На уроках информатики в условиях обычной классно-урочной системы учителями можно следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:
- диалоги;
- работа в группах;
- игровые методики;
- информационные минутки;
- эвристический подход.
Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания
русского языка в школе
Какой же должна быть информация, способствующая реализации личностно-ориентированного обучения? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая понятна, актуальна, интересна, создает мотивацию для дальнейшего закрепления и изучения. Однако, мы, учителя. Не всегда имеем представление о том, ...
Болонский процесс в странах Западной Европы
В третьей главе представлен обзор особенностей Болонской системы. Дается общий обзор современного состояния систем высшего профессионального образования Западной Европы и Российской Федерации соответственно с точки зрения реализации принципов Болонского процесса. На основании доступных материалов ( ...
Критерии оценки развития изобразительного творчества дошкольников
Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего созна ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.