Цели и задачи преподавания психологии

Страница 1

Определение целей и задач преподавания психологии в различных областях образовательного пространства имеет свои особенности: наиболее полно и значимо они определены при подготовке специалистов-психологов; традиционная практика психологической подготовки учителя расставляет свои акценты; в связи с расширением практики преподавания психологии в школе возникает потребность в формулировке и реализации специфических задач, определяемых особенностями подросткового возраста; и, наконец, проблемы психологической подготовки студентов технических и других гуманитарных вузов (юридических, медицинских и пр.) требуют решения своих собственных задач и определенных целей.

Особую актуальность для отечественной психологической науки имеют безусловно проблемы психологического образования и подготовки профессиональных психологов в различных сферах социальной практики. Эти проблемы обсуждались в частности на Всероссийской конференции «Развивающаяся психология – основа гуманизации образования» (30, с.148).

«Не вызывает сомнения тезис о том, что профессиональные установки психолога в значительной степени задаются в процессе его профессионального обучения» (6, с. 249) и соответственно важен вопрос о соотношении процессов образования и подготовки (академических и профессиональных программ), диагностических (и шире – констатирующих) и психотерапевтических (и шире – формирующих, развивающих) процедур.

Общее устремление сегодняшней ситуации – это сближение научной теоретической и практически ориентированной психологии, к преодолению того разрыва о котором выше говорил Ф.Е. Василюк (12, с.26) – между способностью изучать человека и способностью помогать людям в их реальных жизненных ситуациях.

«…В ценностном плане, если мы не хотим производить только психотехников - манипуляторов, то в обучении процесс образования должен иметь безусловный приоритет над процессами подготовки. Круг профессионалов должен формироваться в академической атмосфере дискуссий, споров представителей разных направлений и совместном проживании со студентами исторического и актуального пути развития психологии в реальном социокультурном контексте» (6, с. 256).

В соответствии с обозначенными требованиями, цели обучения психологии специалистов можно определить следующим образом:

овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности;

формирование психологического сознания, содержание которого в единстве знания и действия. Поэтому что теоретическое познание вне освоения способов конструирования ситуаций поведения и действования, которые могут быть направлены двусторонне – на себя и на других людей, - не есть профессиональное психологическое знание (31, с.17).

Во многом содержание психологической подготовки учителя воспроизводит в сокращенном виде университетский курс психологии, направленный на подготовку психолога – исследователя или преподавателя психологии. Анализ практики подготовки педагогов показывает, что до недавнего времени академическая наука оставалась единственным фактором оформления ее содержания. Сегодня в педагогическом вузе психологическому знанию придаются инструментальные функции и цель ее преподавания – это подготовка учителя к построению и организации нормативно-технологической деятельности с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей школьников.

Психологическое образование педагога не может быть представлено как простой набор психологических дисциплин, отражающих отраслевой принцип строения психологической науки; оно должно представлять собой целостную систему знаний, ориентированную непосредственно на практику образования.

Проектирование практики психологического образования педагога, адекватной современной социокультурной ситуации в стране, необходимо вести на основе трех составляющих: педагогической деятельности, задающей ее целевые ориентиры; психологического знания, детерминирующего ее содержание; организации профессионального образования, определяющей ее технологические аспекты (21, с.57).

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Функции социально-педагогической работы
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Мо ...

Использование проектной методики в обучении иностранному языку
Анализируя вышесказанное в главе№2, определим основные принципы использования проектного обучения на старшей ступени средней общеобразовательной школы в рамках собственно-методических принципов обучения ИЯ. 1.Принцип коммуникативности. Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельн ...

Сущность воспитания
Для Толстого воспитание есть "воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем". Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, "можно только гипнотизацией, заразительностью примера". "Ребенок увидит, - писал мыслитель, - что я раздражаюсь и оскорбляю люде ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru