Цели и задачи преподавания психологии

Страница 3

На основании этого следует думать, что на занятиях по психологии студент значимыми для себя знаниями будет считать не знания вообще о человеке, личности, ее индивидуальных способностях, а те, которые он применяет или применит в жизни для достижения, они заинтересованы в знаниях, которые функциональны.

Но и простое знание фактов тоже имеет свою ценность, как отличительная особенность для данного возраста, – для повышения компетентности. О чем свидетельствуют данные опроса студентов, - их интерес к психологическим знаниям и 100% убежденность, что психологию в вузе следует изучать всем.

Изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически (9, с. 143) при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т.д.

Но это общая цель преподавания психологии в любом вузе и специалистам – психологам и неспециалистам, т.е. формирование умения психологически мыслить, применяя теоретические знания к решению практических задач, то возникает вопрос: в каких действиях, входящих в профессиональную деятельность специалиста-непсихолога, потребуются эти знания и умение их применять? По мнению известного психолога Е.А. Климова, психологические знания нужны любому специалисту-непсихологу для «психологической грамотности», поскольку ему «приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимания, обучать, руководить)». Не менее важно, считает он, также «хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе».

«Если будет культивироваться детальное и уважительное знание о содержании внутреннего мира разнотипных профессионалов, это ослабит конфликты, переживания напряженности, недоразумения в сфере взаимодействия «делателей», руководителей и подчиненных, политиков и народа. Нас объединит профессиоведческая психологическая культура» (23, с. 52).

Надо признать, что даже ребенку оказывается нужным и полезным так или иначе рефлексировать черты своей и чужой психики.

Одних житейских слов, понятий, объяснительных схем мало, чтобы человек успешно регулировал свое поведение среди предметов и людей. Правда, научная психология – не сосуд, в котором заранее есть вся потребная для дела душеведческая мудрость. Дело обстоит так же, как и в отношении знаний о природе, - их важно постоянно порождать, накапливать, упорядоченно хранить и во внешней памяти (в книгах и т.п.), но минимум научной осведомленности (грамотность) надо признать необходимым носимым запасом для каждого. Некоторый минимум научной психологической осведомленности нужен каждому. Для чего? Во-первых, для базовой ориентировки, которая позволяет сделать правдоподобные предположения о психологических причинах успеха или неуспеха деятельности, межличностного взаимонепонимания, конфликта, отклонений психического здоровья от нормы. Если есть предположения (гипотезы), их можно проверять (самому или обратившись к специалисту-психологу). Во-вторых, для того, чтобы понять относительно специальную психологическую литературу, если это понадобится.

Чтобы замечать и тем более детально видеть особенности природной, психической реальности, надо располагать, как минимум, запасом слов для обозначения соответствующих явлений.

Профессиональная грамотность и тем более культура специалиста (профессионализм) не сводятся к знаниям в своей области. В связи с этим и психологическая составляющая профессионализма – это не только осведомленность, но и воспитанность душевного склада человека (начиная от его убеждений, устойчивых эмоциональных отношений к разным сторонам действительности и кончая, быть может, своеобразной преднастройкой органов чувств). Кроме того, обдумывание специфики профессиональных побуждений, мотивов (а это занятие психологическое) – дело важное для строительства профессионального жизненного пути.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Этапы построения игрового занятия
Мы предлагаем вашему вниманию игровое занятие, которое проходило по следующим этапам: 1. Мы выясняли, что знают дети об этике отношений между людьми. Предложили им для решения проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход. Приходим к пониманию того, что бывают разные поступки: п ...

Дни здоровья, каникулы
Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воз ...

Педагогические условия реализации методики драматизации на уроках литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников
В данной главе изложены основные педагогические условия методики драматизации на уроках литературного чтения. Для наилучшего понимания того, каким образом данные условия могут быть применены на практике, мы обрисуем работу канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. Проанализировав научную литера ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru