В ходе формирующего эксперимента был представлен комплекс упражнений для младших школьников, главная цель которого заключалась в формировании у учащихся следующих умений:
1) умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи;
2) умение разделять формулы речевого этикета по формам этикетного общения;
3) правильное и уместное употребление единиц речевого этикета в соответствии со стилем и ситуацией общения;
4) умение развернуть этикетные формулы соответственно сложившейся коммуникативной ситуации.
В данном параграфе представлены результаты исследования, проведенного после формирующего эксперимента. Исследование предполагает проведение второго констатирующего среза с целью подтверждения выдвинутой гипотезы: кружок «Я умею общаться» будет способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если его содержание будет направлено на социально значимые для младших школьников ситуации, а приемы будут соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Данные, полученные в ходе второго констатирующего среза, анализировались по следующим критериям:
1)умение подбирать синонимы и синонимичные выражения к основным фразам речевого этикета;
2)умение правильно использовать выражения речевого этикета в соответствии с той или иной ситуацией общения.
На этапе второго констатирующего эксперимента были предложены следующие методики:
1.Методика на подбор синонимов и синонимичных выражений к формулам речевого этикета.
2.«Клоуз – тесты»
3.Задания на нахождение и исправление ошибок в речевых ситуациях.
4.Результаты второго констатирующего среза были проанализированы и подвергнуты статистической обработке.
Проанализировав данные, полученные в результате проведения методики на подбор синонимов к основным формулам речевого этикета, можно разделить всех учащихся класса по степени сформированности данного умения. Отнесение учащихся к тому или иному уровню определяется следующими критериями:
•Высокий уровень – подобрано к каждой фразе по 3 и более выражений;
•Средний уровень – подобрано 2- 3 выражения;
•Низкий уровень – подобрано по каждой фразе менее 2-х выражений.
Таблица 4. Распределение испытуемых по уровням знания основных формул речевого этикета
Класс |
Уровни развития | |||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||
Кол-во уч-ся |
% уч-ся |
Кол-во уч-ся |
% уч-ся |
Кол-во уч-ся |
% уч-ся | |
Экспериментальный |
3 |
15 |
10 |
50 |
7 |
35 |
Контроль ный |
7 |
35 |
9 |
45 |
4 |
20 |
Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления
В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". В " ...
Определение жанра литературной сказки по словарям и
энциклопедиям
Сказка принадлежит к числу самых популярных жанров искусства слова. Для того чтобы дать определение сказке, как литературному жанру необходимо обратиться к толковым словарям и энциклопедиям. Поскольку слово "сказка" используется в русском языке в разных значениях, представляется ненужным ...
Самостоятельная работа учащихся, её признаки и
условия организации
самостоятельная работа младший школьник чтение Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления мо ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.