В ходе формирующего эксперимента был представлен комплекс упражнений для младших школьников, главная цель которого заключалась в формировании у учащихся следующих умений:
1) умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи;
2) умение разделять формулы речевого этикета по формам этикетного общения;
3) правильное и уместное употребление единиц речевого этикета в соответствии со стилем и ситуацией общения;
4) умение развернуть этикетные формулы соответственно сложившейся коммуникативной ситуации.
В данном параграфе представлены результаты исследования, проведенного после формирующего эксперимента. Исследование предполагает проведение второго констатирующего среза с целью подтверждения выдвинутой гипотезы: кружок «Я умею общаться» будет способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если его содержание будет направлено на социально значимые для младших школьников ситуации, а приемы будут соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Данные, полученные в ходе второго констатирующего среза, анализировались по следующим критериям:
1)умение подбирать синонимы и синонимичные выражения к основным фразам речевого этикета;
2)умение правильно использовать выражения речевого этикета в соответствии с той или иной ситуацией общения.
На этапе второго констатирующего эксперимента были предложены следующие методики:
1.Методика на подбор синонимов и синонимичных выражений к формулам речевого этикета.
2.«Клоуз – тесты»
3.Задания на нахождение и исправление ошибок в речевых ситуациях.
4.Результаты второго констатирующего среза были проанализированы и подвергнуты статистической обработке.
Проанализировав данные, полученные в результате проведения методики на подбор синонимов к основным формулам речевого этикета, можно разделить всех учащихся класса по степени сформированности данного умения. Отнесение учащихся к тому или иному уровню определяется следующими критериями:
•Высокий уровень – подобрано к каждой фразе по 3 и более выражений;
•Средний уровень – подобрано 2- 3 выражения;
•Низкий уровень – подобрано по каждой фразе менее 2-х выражений.
Таблица 4. Распределение испытуемых по уровням знания основных формул речевого этикета
Класс |
Уровни развития | |||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||
Кол-во уч-ся |
% уч-ся |
Кол-во уч-ся |
% уч-ся |
Кол-во уч-ся |
% уч-ся | |
Экспериментальный |
3 |
15 |
10 |
50 |
7 |
35 |
Контроль ный |
7 |
35 |
9 |
45 |
4 |
20 |
Проведен анализ концепций Л.Н. Толстого о народном образовании, его
представление о сущности воспитания в целом
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель – его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. С ранних лет Толстой предавался раз ...
Развитие профессиональной компетентности учащихся по профессии «Мастер по
лесному хозяйству»
Профессиональная подготовка учащихся по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству» включает в себя изучение следующих циклов: 1. Общетехнический цикл (черчение, материаловедение, элементы технической механики, электротехника) 2. Общепрофессиональный цикл (охрана труда, экономика лесного и охотнич ...
База и методы исследования быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного
возраста
Цель: Выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Найти и описать базу исследования. Подобрать и апробировать тестовые задания по определению уровня развития быстроты и ловкости у детей экспериментальной группы. Описать и проанализировать полученные р ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.