В ходе формирующего эксперимента был представлен комплекс упражнений для младших школьников, главная цель которого заключалась в формировании у учащихся следующих умений:
1) умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи;
2) умение разделять формулы речевого этикета по формам этикетного общения;
3) правильное и уместное употребление единиц речевого этикета в соответствии со стилем и ситуацией общения;
4) умение развернуть этикетные формулы соответственно сложившейся коммуникативной ситуации.
В данном параграфе представлены результаты исследования, проведенного после формирующего эксперимента. Исследование предполагает проведение второго констатирующего среза с целью подтверждения выдвинутой гипотезы: кружок «Я умею общаться» будет способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если его содержание будет направлено на социально значимые для младших школьников ситуации, а приемы будут соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Данные, полученные в ходе второго констатирующего среза, анализировались по следующим критериям:
1)умение подбирать синонимы и синонимичные выражения к основным фразам речевого этикета;
2)умение правильно использовать выражения речевого этикета в соответствии с той или иной ситуацией общения.
На этапе второго констатирующего эксперимента были предложены следующие методики:
1.Методика на подбор синонимов и синонимичных выражений к формулам речевого этикета.
2.«Клоуз – тесты»
3.Задания на нахождение и исправление ошибок в речевых ситуациях.
4.Результаты второго констатирующего среза были проанализированы и подвергнуты статистической обработке.
Проанализировав данные, полученные в результате проведения методики на подбор синонимов к основным формулам речевого этикета, можно разделить всех учащихся класса по степени сформированности данного умения. Отнесение учащихся к тому или иному уровню определяется следующими критериями:
•Высокий уровень – подобрано к каждой фразе по 3 и более выражений;
•Средний уровень – подобрано 2- 3 выражения;
•Низкий уровень – подобрано по каждой фразе менее 2-х выражений.
Таблица 4. Распределение испытуемых по уровням знания основных формул речевого этикета
Класс |
Уровни развития | |||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||
Кол-во уч-ся |
% уч-ся |
Кол-во уч-ся |
% уч-ся |
Кол-во уч-ся |
% уч-ся | |
Экспериментальный |
3 |
15 |
10 |
50 |
7 |
35 |
Контроль ный |
7 |
35 |
9 |
45 |
4 |
20 |
Использование полученных данных в построении
образовательного процесса в ДОУ
Обобщая все выше сказанное можно сказать, что на формирование гендерных представлений у детей дошкольного возраста влияют многие факторы: половая идентичность в детстве, влияние сверстников, гендерные стереотипы и др. Все эти факторы накладывают определенные ограничения на поведение детей в зависим ...
Описание компетенции ОК-4
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" квалификация "бакалавр" предусматривает, что выпускник должен обладать определенными общекультурными компетенциями ( ...
Дидактическая система методов обучения
Объяснительно-иллюстративный метод Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эт ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.