Сущность понятия «социально-воспитательная деятельность»

Страница 2

Социальная роль музея позволяет подчеркнуть ценность музейной среды, в которой социокультурная деятельность осуществляется благодаря возможности общения с подлинником, представляющим собой культурную целостность, находящуюся в художественно-временной ситуации экспозиционного пространства

Категория «социальная деятельность» исследована в работах Л.А. Гордона, И.Н. Ерошенкова, Е.Я. Зазерского, Г.Е. Зборовского, Э.В. Кло-пова, В.Я. Нечаева, Г.П. Орлова, И.Е. Романовой и др. и понимается как сознательная, преднамеренная, организованная и планируемая аккультурация, имеющая самостоятельную, автономную ценность для общества и личности. Она охватывает широкий спектр социокультурной активности общества в целом и его институтов (в частности, институтов духовной культуры, образования, политики), организаций и объединений, отдельных лиц, преследующих цели социокультурного развития и социокультурной адаптации (социализации). Социокультурная деятельность наряду с консервативной функцией, обеспечивающей преемственность, наследуемость способов социокультурного бытия, способна вырабатывать инновационные формы, стимулирующие социокультурную динамику.

Различаются три модели социокультурной деятельности: экстенсивная, продуктивная, интенсивная. Первая направлена на передачу опыта в виде знаний. Вторая предполагает овладение умениями социокультурной активности. Третья направлена на развитие универсальных качеств и творческих способностей.

Все три модели являются приемлемыми для нашего исследования. Они позволяют вынести следующее определение: социокультурная образовательная деятельность есть ничто иное, как процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения другому в виде знаний, способствующих овладению умениями социокультурной активности и развитию творческих способностей.

Социокультурная образовательная деятельность музея связана с музейно-педагогическим процессом, обеспечивающим единство развития, воспитания и обучения. В условиях музейной среды данные педагогические категории определяются следующим образом:

воспитание – формирование эстетического восприятия, музейнойкультуры, художественного вкуса;

развитие – творческое совершенствование личности и формирование ее ценностных ориентации;

образование (обучение) – формирование опыта общения с музейным памятником и навыков творческой деятельности.

Педагогическая деятельность в музейной среде – синтез воспитания, развития и обучения – ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности.

Музейно-педагогический процесс представляет собой системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности. Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения, он опирается на следующие гуманистические принципы:

– принцип личностной ориентации, в основе которой лежит знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентации, духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности и т.д.;

– принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей зрительской аудитории опирается на понятие «общее» (присущее группе одного возраста) и «особенное» (индивидуальное, неповторимое);

принцип развития личности в действии исходит из понимания необходимости активного участия аудитории в музейном образовательном процессе;

– принцип координации деятельности участников музейно-педагогичес – кого процесса.

Данный процесс состоит из трех взаимосвязанных звеньев: музейный педагог, музейный предмет и зритель (учащийся).

Музейный педагог – специалист, осуществляющий образовательную деятельность в музее. Он организовывает музейно – педагогический процесс и обеспечивает на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений непосредственное общение учащегося с памятником в рамках заданной программы. Необходимо отметить, что роль музейного педагога очень выросла в ходе движения его функций от просветительства (приобщения), обеспечивающего накопление первоначальных и самых общих профильных музею знаний, к осуществлению многоуровневого образования музейными средствами, включающего формирование визуального мышления, эстетического восприятия, музейной культуры и творческих начал. Осуществляя музейно-педагогический процесс, музейный педагог, относясь к учащейся аудитории как к субъектам собственного развития, помогает им не только вычленить из информационного потока необходимые сведения, но и обеспечивает их усвоение, анализ и адаптацию в рамках определенной системы. Таким образом, он прокладывает путь к впечатлению, пониманию и истолкованию музейного памятника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

«Домострой» о воспитании детей
Во все времена всех людей волновало, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших. Естественно, что "Домострой" не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается ...

Особенности применения аутентичных материалов на старшем этапе обучения аудированию
аудирование аутентичный материал обучение Как нами было выявлено в первой части данной главы снятие культурных трудностей, и трудностей связанных с языковыми аспектами, облегчает овладение аудированием и дает быстрые и ощутимые результаты. Однако такое искусственное облегченное аудирование не готов ...

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе
Л.Н. Толстой писал: "Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей . И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которо ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru