Социальная роль музея позволяет подчеркнуть ценность музейной среды, в которой социокультурная деятельность осуществляется благодаря возможности общения с подлинником, представляющим собой культурную целостность, находящуюся в художественно-временной ситуации экспозиционного пространства
Категория «социальная деятельность» исследована в работах Л.А. Гордона, И.Н. Ерошенкова, Е.Я. Зазерского, Г.Е. Зборовского, Э.В. Кло-пова, В.Я. Нечаева, Г.П. Орлова, И.Е. Романовой и др. и понимается как сознательная, преднамеренная, организованная и планируемая аккультурация, имеющая самостоятельную, автономную ценность для общества и личности. Она охватывает широкий спектр социокультурной активности общества в целом и его институтов (в частности, институтов духовной культуры, образования, политики), организаций и объединений, отдельных лиц, преследующих цели социокультурного развития и социокультурной адаптации (социализации). Социокультурная деятельность наряду с консервативной функцией, обеспечивающей преемственность, наследуемость способов социокультурного бытия, способна вырабатывать инновационные формы, стимулирующие социокультурную динамику.
Различаются три модели социокультурной деятельности: экстенсивная, продуктивная, интенсивная. Первая направлена на передачу опыта в виде знаний. Вторая предполагает овладение умениями социокультурной активности. Третья направлена на развитие универсальных качеств и творческих способностей.
Все три модели являются приемлемыми для нашего исследования. Они позволяют вынести следующее определение: социокультурная образовательная деятельность есть ничто иное, как процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения другому в виде знаний, способствующих овладению умениями социокультурной активности и развитию творческих способностей.
Социокультурная образовательная деятельность музея связана с музейно-педагогическим процессом, обеспечивающим единство развития, воспитания и обучения. В условиях музейной среды данные педагогические категории определяются следующим образом:
воспитание – формирование эстетического восприятия, музейнойкультуры, художественного вкуса;
развитие – творческое совершенствование личности и формирование ее ценностных ориентации;
образование (обучение) – формирование опыта общения с музейным памятником и навыков творческой деятельности.
Педагогическая деятельность в музейной среде – синтез воспитания, развития и обучения – ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности.
Музейно-педагогический процесс представляет собой системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности. Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения, он опирается на следующие гуманистические принципы:
– принцип личностной ориентации, в основе которой лежит знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентации, духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности и т.д.;
– принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей зрительской аудитории опирается на понятие «общее» (присущее группе одного возраста) и «особенное» (индивидуальное, неповторимое);
принцип развития личности в действии исходит из понимания необходимости активного участия аудитории в музейном образовательном процессе;
– принцип координации деятельности участников музейно-педагогичес – кого процесса.
Данный процесс состоит из трех взаимосвязанных звеньев: музейный педагог, музейный предмет и зритель (учащийся).
Музейный педагог – специалист, осуществляющий образовательную деятельность в музее. Он организовывает музейно – педагогический процесс и обеспечивает на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений непосредственное общение учащегося с памятником в рамках заданной программы. Необходимо отметить, что роль музейного педагога очень выросла в ходе движения его функций от просветительства (приобщения), обеспечивающего накопление первоначальных и самых общих профильных музею знаний, к осуществлению многоуровневого образования музейными средствами, включающего формирование визуального мышления, эстетического восприятия, музейной культуры и творческих начал. Осуществляя музейно-педагогический процесс, музейный педагог, относясь к учащейся аудитории как к субъектам собственного развития, помогает им не только вычленить из информационного потока необходимые сведения, но и обеспечивает их усвоение, анализ и адаптацию в рамках определенной системы. Таким образом, он прокладывает путь к впечатлению, пониманию и истолкованию музейного памятника.
Способы
выявления учебных проблем в химии
Проблемное обучение — это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. А такая потребность возникает лучше всего в условиях проблемного обучения. Следовательно, задача, которая стоит перед учителем в рамках проблемного обучения, — о ...
Психолого-дидактические основы проведения лабораторных работ
Мы выделили основные требования к организации лабораторных работ, но для того, чтобы работа была эффективной, необходимо также учитывать возрастные особенности школьников. Мы остановимся на использовании лабораторных работ по математике в 7 – 9 класса средней образовательной школы. Дети, учащиеся в ...
Основные виды родительского авторитета и их характеристика
Существуют много видов родительского авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Надеемся, что после такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий. Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета хотя и не самый вредный. Б ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.