Музейный зритель (учащийся) так же, как и музейный педагог, является субъектом музейно-педагогического процесса, в результате которого через общение с музейным памятником у него формируется визуальное мышление, художественно-эстетическое восприятие и творческое начало.
Музейный предмет (экспонат), являясь ядром музейно-педагогического процесса и будучи материально-идеальной целостностью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов, может рассматриваться как объект и особого рода субъект педагогического процесса [13, с. 42].
Данная трехмерная совокупность составляет единую систему, которая реализуется в музейной среде, обладающей специфической образовательной ценностью и являющейся частью такого понятия, как социокультурная среда.
Музейная среда состоит из следующих компонентов: около-музейное пространство, организующее внимание зрителя; собственно музейное здание, настраивающее на восприятие музейных предметов; экспозиция как презентация музейных памятников.
Таким образом, компоненты музейно-педагогического процесса обладают внутренней взаимосвязью, обеспечивающей превращение социокультурного опыта в личные качества формируемого человека.
В основе музейно-педагогического процесса лежат следующие исторически сформировавшиеся педагогические принципы: интерактивность, так как человек запоминает только то, что он делает; комплексность, означающая в данном случае включение всех каналов восприятия (чувственный, логично-аналитический, психомоторный); программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ. Музейно-педагогический процесс представляет собой внутренне единую и динамичную систему компонентов. В этом процессе формируется эстетическая отзывчивость, развивается образно-ассоциативное мышление, идет овладение навыками технического или материально-художественного творчества. В условиях музея художественно-сотворческую деятельность можно рассматривать в двух направлениях: как художественное творчество (Б.П. Юсов) [25, 45] и как художественно-педагогическую деятельность (В.И. Гинецинский) [24, 104]. Данный вид деятельности позволяет музею усилить преподавание в школе и вузе профильных музею дисциплин, включая в содержание учебно-воспитательного процесса материальные ценности человечества. Образовательная деятельность музея способствует гармонизации личности, отдавая предпочтение логическому мышлению, на развитие которого акцентировано школьное и вузовское образование. В процессе обучения в условиях музейной среды повышается общая эрудиция, расширяется культурный кругозор, пополняются знания в профильной музею области и развиваются способности учащегося к творчеству.
Музейно-педагогический процесс – средство реализации образовательной деятельности. Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации аудиторией (учащимися), определяется как музейная коммуникация, в процессе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.
Главное направление музейно-педагогической деятельности – взаимодействие с системой образования. Формы, имеющие историческую устойчивость бытования в музее, можно считать традиционными (экскурсия, лекция, студийные занятия и т.д.). формы, заимствованные из других сфер культуры, образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности, могут рассматриваться как нетрадиционные. Выяснение действенности избранных форм, определение качества полученных результатов и подтверждение правильности использованных методов на основе анкетирования, тестирования, интервьюирования или выполнения контрольных заданий музейной аудиторией обозначаются понятием «проверка эффективности».
Свободная педагогика Ж.Ж. Руссо
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ре ...
Психология профессиональной деятельности артиста балета
Как и любая профессиональная деятельность, балет предъявляет определенные требования к личности артиста, уровню развития его психических функций. Так активная двигательная деятельность артиста балета требует полноценного развития таких психических функций, как ощущения. «Большое значение, особенно ...
Развитие речи младших школьников как психолого-педагогическая проблема
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Н ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.