Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Возрастные предпосылки возникновения представлений о самоценности личности

Возрастные предпосылки возникновения представлений о самоценности личности

Страница 2

• тяга к игре противоречит необходимости отказываться от нее в пользу учебной деятельности;

• общительность должна сочетаться с необходимостью дисциплинированного поведения на уроке, где нельзя разговаривать и следует работать самостоятельно;

• монотонность школьной жизни, недостаточность ярких, красочных событий в ней, акцент на умственном развитии вступают в конфликт со способностью ребенка бурно переживать происходящее, эмоционально реагировать на все события;

• противоречие между потребностью младшего школьника в личностном, неформальном общении со взрослыми и преобладанием делового, функционального общения с одним из самых значимых взрослых — с учителем;

• всеядность интересов мешает концентрации на усвоении школьной программы;

• стремление хорошо учиться, которому мешает потребность быть свободным и пр.

Младший школьник чрезвычайно активен, что проявляется и в его неуемной любознательности, и в готовности вступить в контакт с любым человеком, и даже в ябедничестве. Но при этом он не тяготится быть механическим исполнителем чьих-то не всегда ему понятных замыслов.

Младшие школьники высоко ценят людей, уважающих других, способных поделиться чем-то, помочь, поддержать в трудную минуту, но быть такими им самим трудно. Чаще всего в жизни они неосознанные эгоисты, у которых недостаточно развито чувство уважения, ответственности и долга перед товарищами, родителями.

Дети младшего школьного возраста характеризуются особыми отношениями «к миру (картина мира) и с миром (чем мир является для человека), к себе (образ «Я») и с собой (чем человек является для себя)» (А. В. Мудрик).

Картина мира у большинства младших школьников яркая, включающая реальное воображаемое бытие, насыщенная радужными красками и радостными эмоциями, но упрощенная, плоская, не объемная. В начале данного периода своего развития ребенок не воспринимает мир отдельно от себя; он слит с семьей, страной, народом, природой. К концу рассматриваемого возраста и эта синкретичность, и органичный оптимизм изживаются.

Мир является перед ребенком как бесконечное многогранное, защищенное взрослыми пространство для игр и дружбы, познания и взаимодействия с природой. Следовательно, его отношение с миром комфортное. В то же время оно становится более сложным. Так, отношения со сверстниками в младшем школьном возрасте — это не чисто дружеские и не игровые отношения, какими они были до школы. Они возникают в учебной деятельности или по ее поводу, опосредуются ею и учителем, который воплощает все, что стоит за словом «школа», в руках у которого мощнейший инструмент воздействия на каждого школьника — отметка.

Отношения с учителем в первую очередь определяют благополучие или неблагополучие младшего школьника.

Одобряемое или не одобряемое учителем поведение, плохие или хорошие отметки, выставленные им, начинают конструировать отношения ребенка не только со сверстниками, но и с большинством взрослых (Ш. А. Амоноашвили, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Славина и др.).

Адекватно оценивая значимость взрослых в своей жизни и почти полную зависимость от них, младший школьник в то же время осознает и свое значение в жизни взрослых людей. Он понимает, что его жизнь, здоровье, благополучие, по крайней мере для самых близких, — ни с чем не сравнимые ценности. И это провоцирует ребенка на манипулирование родителями, другими родственниками, иногда даже учителями, на поиск средств привлечения внимания к себе.

Одних взрослых дети встречают лишь изредка, с другими видятся периодически, а с третьими имеют дело ежедневно. Но со всеми взрослыми ребенок готов вступить в активное взаимодействие, в беседу, от любого готов узнать что-то новое. Он знает, что среди взрослых встречаются злые, опасные, дурные люди, что взрослый может не только проконтролировать, но и наказать. И все же у ребенка преобладает оптимистическая установка на совершенство взрослого человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников
Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенс ...

Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Одним из условий развития творческой познавательной деятельности учащихся является изучение природы в реальных условиях её существования. Оно реализуется через организацию целенаправленного восприятия природы в процессе наблюдений объектов и явлений природы родного края. Целенаправленное восприятие ...

Психологические особенности ребенка
Рассматривая развитие психических особенностей, отметим, прежде всего, что раннее детство сентизивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи [5,с.159]. Осваивая родную ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru