Он склонен идеализировать не только абстрактного или «положительного», но даже хорошо знакомого небезупречного взрослого. Такая идеализация сопровождается в то же время минимальными требованиями к взрослому, готовностью прощать любые промахи, недостатки, проступки. Можно охарактеризовать такое отношение к взрослым как слабость, проявление возрастной незрелости, а можно увидеть в нем богатый потенциал для развития и воспитания ребенка.
Действительно, идеализация взрослого человека, доверие, априорная расположенность к нему — важнейшее условие полноценного развития ребенка в рассматриваемый период и прочный фундамент для дальнейшей его жизни. Благодаря такому отношению к взрослым ребенок ощущает эмоциональный комфорт даже при неблагоприятных обстоятельствах: он уверен в себе и в мире. Такое отношение делает взрослого объектом подражания, а значит, стимулирует процессы социализации ребенка, интериоризации базовой культуры общества.
Самыми близкими и потому самыми идеализируемыми людьми для младшего школьника являются мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат или сестра. Разрушить доверие и доброжелательность к ним чрезвычайно трудно. Ребенок, вопреки очевидному, отстаивает свое представление о родных как о самых замечательных людях, что называется, до последнего. Но если это все же случается, то ребенок стремительно «мудреет». Не прожив полностью своего возраста, не реализовав его специфических возможностей, он оказывается в мире, лишенном сказки и незыблемых авторитетов. Его внутренний мир обедняется, теряет свои разнообразные ароматы и яркие краски. Утрачиваются оптимизм, ощущение безграничных возможностей и радужных перспектив. Одновременно усиливается чувство одиночества и беспомощности. Ребенок становится замкнутым, агрессивным и приобретает другие непродуктивные формы поведения.
В то же время младший школьный возраст — это период, когда ребенок совершает принципиально важный шаг в процессе выделения себя из мира близких взрослых. Это происходит в связи с появлением в жизни ребенка нового влиятельного взрослого — учителя. Учитель — носитель той социальной роли, с которой ребенок до школы не сталкивается: транслятора общечеловеческих знаний, представителя государства, общества.
Унификация жизни ребенка в школе и дома, минимальное внимание взрослых к его индивидуальным особенностям, определенная дистанция между учителем и учениками на уроке, некоторая напряженность и ослабление эмоциональной стороны отношений с самыми близкими людьми, постоянное оценивание взрослыми результатов труда ребенка (несовпадающее, особенно поначалу, с его собственным представлением об этом) — все это и многое другое приводит к появлению соединительного пока еще союза «и» между взрослыми и детьми.
Образ «Я» младшего школьника гармоничен, но при этом односторонен. Гармоническое отношение к себе проявляется в том, что наличное, желаемое, представляемое другими «Я» в этом возрасте совпадают. Объективным основанием для этого служит непротиворечивое состояние организма ребенка в данный период. Субъективным — его представление о себе как ученике. Поскольку учение — это ядро, основной смысл его жизни в данный период, постольку представления о себе зависят от качества этого ядра. В результате гармоничность образа «Я» не обязательно означает позитивное отношение конкретного ребенка к себе. Тот младший школьник, кто видит себя хорошим учеником, добился желаемого и поэтому искренне считает себя вообще достойным человеком: хорошим другом, сыном (дочерью), привлекательным для всех одноклассником и т. д. Тот же ученик, кто недоволен своими учебными успехами, негативно оценивает все стороны своей личности. Но недовольны своими учебными успехами бывают чаще всего хорошие ученики, а слабоуспевающие дети часто неадекватно высоко оценивают свое учение. Таким образом, своеобразная гармоничность образа «Я» младшего школьника парадоксальна и тревожна. Нельзя не отметить также обедненность этого образа: он сводится к характеристике учебных успехов и поведения ребенка в школе; за пределами остаются многие реальные достоинства и недостатки, возможности и интересы конкретного ребенка.
Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления
В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". В " ...
Понятие технологии культурологической драматизации
Исследуя процесс нравственного воспитания в Этнокультурном и Кросскультурном социумах, Ферапонтов Г.А. выделяет 10 положений, которые могли бы лечь в основу культуроразвивающей и культуротворческой педагогической технологии: Положение Н.А. Бердяева о том, что в человеке, с одной стороны, «заключены ...
Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы
Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка, начиная с четырех лет, нравственно эстетических чувств при встрече с прекра ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.