Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Возрастные предпосылки возникновения представлений о самоценности личности

Возрастные предпосылки возникновения представлений о самоценности личности

Страница 7

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности [21,с.28].

Итак, исследователи выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, перед детьми раскрывают общечеловеческие нормы нравственности, учат их азбуке морали. Применительно к начальной школе может быть достигнут такой уровень нравственного развития, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им.

В младшем школьном возрасте рождается социальное Я ребенка и это изменение самосознания приводит к переоценке ценностей: все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то что связано с игрой, - менее важным. В поведении в это время утрачивается детская непосредственность. Потребность стать взрослым у младшего школьника принимает вид стремления быть хорошим учеником. При этом чаще всего младшие школьники - неосознанные эгоисты, у которых недостаточно развито чувство уважения, ответственности и долга перед товарищами, родителями.

В этот период отношения с учителем в первую очередь определяют поведение младшего школьника, при этом у ребенка преобладает оптимистическая установка на совершенство взрослого человека. Исследователи также отмечают динамичность нравственных представлений младшего школьника: они меняются от нравственного максимализма (ребенок имеет категоричные представления о добре, зле, справедливости, убежден в их незыблемости и неизменности) к нравственному релятивизму (ребенок понимает относительность своих нравственных представлений). Причем чем старше ребенок, тем меньше его нравственные представления зависят только от поведения и внушения взрослых. Сверстники тоже активно помогают друг другу в толковании и оценке нравственных правил и ценностей, утверждаемых взрослыми. По мнению Л. И. Божович в этот период у ребенка возникают «моральные инстанции» – ступени поэтапного принятия индивидом системы моральных, нравственных норм и ценностей общества, которые способствуют формированию у него чувства долга – основного морального мотива, уже непосредственно побуждающего ребенка на конкретное поведение.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Новые статьи:

Программа факультативного курса "Прозвища в речи"
1) Цели и задачи. Данный факультатив предполагается учащимся средних классов, а также возможен и в вузовской программе. Цель программы "Прозвища в речи" - уточнить, расширить, углубить и дополнить программу "русская диалектология". Привлекая внимание учащихся необходимыми сведен ...

Классификация методов обучения
В дидактике и частных методиках существуют различные клас­сификации методов обучения, зависящие от того, какой сущест­венный признак положен в основу классификации. Наиболее принятой в настоящее время в дидактике является классификация методов по характеру познавательной деятельно­сти, которую орга ...

Особенности организации кружка по художественной обработки дерева в школе
Целью занятий в кружке «Художественная обработка дерева» является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы со специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, пр ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru