Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Возрастные предпосылки возникновения представлений о самоценности личности

Возрастные предпосылки возникновения представлений о самоценности личности

Страница 7

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности [21,с.28].

Итак, исследователи выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, перед детьми раскрывают общечеловеческие нормы нравственности, учат их азбуке морали. Применительно к начальной школе может быть достигнут такой уровень нравственного развития, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им.

В младшем школьном возрасте рождается социальное Я ребенка и это изменение самосознания приводит к переоценке ценностей: все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то что связано с игрой, - менее важным. В поведении в это время утрачивается детская непосредственность. Потребность стать взрослым у младшего школьника принимает вид стремления быть хорошим учеником. При этом чаще всего младшие школьники - неосознанные эгоисты, у которых недостаточно развито чувство уважения, ответственности и долга перед товарищами, родителями.

В этот период отношения с учителем в первую очередь определяют поведение младшего школьника, при этом у ребенка преобладает оптимистическая установка на совершенство взрослого человека. Исследователи также отмечают динамичность нравственных представлений младшего школьника: они меняются от нравственного максимализма (ребенок имеет категоричные представления о добре, зле, справедливости, убежден в их незыблемости и неизменности) к нравственному релятивизму (ребенок понимает относительность своих нравственных представлений). Причем чем старше ребенок, тем меньше его нравственные представления зависят только от поведения и внушения взрослых. Сверстники тоже активно помогают друг другу в толковании и оценке нравственных правил и ценностей, утверждаемых взрослыми. По мнению Л. И. Божович в этот период у ребенка возникают «моральные инстанции» – ступени поэтапного принятия индивидом системы моральных, нравственных норм и ценностей общества, которые способствуют формированию у него чувства долга – основного морального мотива, уже непосредственно побуждающего ребенка на конкретное поведение.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Новые статьи:

Роль педагога в развитии театрализованной игры
Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества. Формирование творческой активности детей в процессе театрализо ...

Структура образовательного процесса и квалификаций в Российской Федерации
Как хорошо известно, действующие в Российской Федерации Закон об образовании и Закон о высшем профессиональном и послевузовском образовании предусматривают выбор между двумя образовательными циклами: двухуровневое образование с последовательной реализацией программы бакалавриата (нормативный срок о ...

Результаты педагогического исследования и их обсуждения
Содержание эксперементальной методики профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий на основе спортивн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru