Уроки объяснительного чтения. (Приложение 5)
Уроки естествознания в начальной школе имеют свою специфику. Это связано с тем, что в младших классах учащиеся не только знакомятся с предметом и приобретают знания естественнонаучного характера, но и осваивают навыки чтения и письма. В этой связи большое значение при изучении природы приобретают уроки объяснительного чтения. Они решают три основные задачи:
1) дают детям новые знания и природоведческие понятия;
2) способствуют развитию навыков чтения;
З) помогают им разбираться в прочитанном тексте.
Кроме того, одновременно при ведении тетради формируются навыки письма.
Особенно важное значение такие уроки имеют в 1-2 классах, когда навыки чтения слабо развиты. Здесь можно организовать чтение вслух, причем каждый абзац учитель должен комментировать и разбирать вместе с детьми, дети старшего возраста могут читать статью про себя, а после ее прочтения следует организовать общую беседу по вопросам. При усвоении естественнонаучных понятий большое значение придается чтению деловых статей, что требует иного подхода, чем при работе с художественной литературой. (4, 56)
На уроках природоведения объяснительное чтение нужно сочетать с использованием наглядных пособий и наблюдений, беседы и рассказа, что обеспечивает детям понимание текста, а также с выполнением практических работ и участием в экскурсиях. Если объяснительное чтение не будет сочетаться с этими методами и формами организации учебной работы, оно может остаться формальным, схоластическим приемом, преследующим только одну цель - научить детей читать. Организация работы учащихся с учебником требует от учителя большой методической подготовки. (22, 34)
Уроки объяснительного чтения состоят из следующих элементов: подготовка учащихся к восприятию текста статьи, чтение статьи, разбор текста и словарная работа, составление плана для пересказа и пересказ статьи учениками.
Различают пять типов уроков объяснительного чтения:
1) чтение в связи с самостоятельными наблюдениями учащихся (изучение явлений природы в различное время года, наблюдения за погодой, за ростом и развитием растения из семени и т.д.;
2) чтение, проводимое после предметных уроков, таких, как изучение полезных ископаемых, устройства компаса, знакомство с органами цветкового растения и т.д.;
З) чтение после демонстрации опытов, например, при изучении свойств воды или воздуха;
4) чтение, подготовленное рассмотрением наглядных пособий с соответствующей беседой и рассказом учителя (уроки по изучению многообразия растений и животных);
5) чтение после экскурсии, например, в лесопарк при изучении сообщества леса и ярусов. (32, 67)
Все типы уроков объяснительного чтения по природоведению отличаются друг от друга тем, как осуществляется первый элемент урока введение в понимание текста и содержания статьи.
Предметные уроки. (Приложение 5)
Под предметным уроком понимают такой урок, на котором дети имеют дело с самим изучаемым предметом, а не с его изображением. Предметные уроки — это уроки, посвященные отдельным предметам, из которых состоит окружающий детей материальный мир.(17, 89) К ним относятся разнообразные предметы природы — минералы, растения, животные, всевозможные вещи, изготовленные из природных материалов. Предметные уроки, обеспечивая учащимся первичную ступень познания — живое созерцание, способствуют накоплению четких эмпирических представлений о формах и явлениях окружающего мира. На основе жизненного опыта, получаемого в результате непосредственного общения детей с изучаемыми предметами, формируются конкретные представления, углубленные и обобщенные понятия.
Предметные уроки обеспечивают первичное знакомство с предметом через ощущения. Незнание становится знанием, когда изучаемый предмет действует на наши органы чувств. В процессе проведения таких уроков у учащихся вырабатываются практические умения и навыки, абстрактные понятия конкретизируются. Нередко предметные уроки проводят после экскурсии в природу или на производство, где учащиеся получают возможность познакомиться с предметом изучения в его естественной, природной среде.
При проведении предметного урока учитель тщательно продумывает не только содержание урока, но и моменты включения предметной наглядности в его структуру, сочетание демонстрации объекта или явления со словом. На предметных уроках необходимо направлять внимание учащихся на получение знаний, и одновременно дополнять знания и понятия, полученные ранее. Подготавливая материалы и пособия к предметному уроку, учитель должен четко представить себе, что дети будут воспринимать своими органами чувств. Например, при ознакомлении учеников с внешним видом насекомых, надо показать особенности покровов тела у жука и бабочки, количество ног, наличие крыльев у представителей этого класса, для чего вполне пригодны коллекции сухих бабочек и жуков в окантованных под стекло коробках.
Педагогические условия формирования профессиональной самостоятельности
будущего переводчика в процессе обучения в вузе
студент переводчик язык речь Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Решающая роль в о ...
Содержание работы социального педагога в ЛОЛ
Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором МОУ. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование. Социальный педагог непосредственно подчиняется начальнику летнего оздоровительного лагеря (ЛОЛ). На время отсутстви ...
Понятие восприятия у детей дошкольного возраста
Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций – памяти, мышления, воображения. Вместе с ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.