Классификация технических знаний

Страница 1

Образовательная область технология представляет собой систему технических знаний о целенаправленном преобразовании материалов, энергии и информации. Указанная система технических знаний непосредственно обслуживает предметно - практическую деятельность людей. Описание предметно - практической деятельности людей может быть различным. Поэтому технические знания, соответственно, могут быть различной формы, раскрывающий тот или иной аспект предметной практики или дающей описание практики на определенном уровне.

Разные формы технических знаний требуют и разного подхода к их изучению, соответствующих методов и средств обучения. Все технические знания можно разделить на два вида: донаучные и научные технические знания. Донаучные технические знания представляют собой эмпирическое описание предметной практики, средств трудовой деятельности и способов применения этих средств. Другими словами, донаучные технические знания - это эмпирическое описание технического опыта людей.

Научные технические знания, в отличие от донаучных, являются синтезом технического опыта с естественно - научными знаниями. Технические науки возникли и приобрели самостоятельное существование и развитие на стыке науки и практики. Научные технические знания описывают естественный процесс, происходящий в техническом объекте, строение и функцию этого объекта, а также взаимосвязь между ними в рамках предметно - практической деятельности.

Технические знания (донаучные и научные) подразделяются на практические, технологические, конструктивно - технические и материаловедческие.

Практические знания - это первая простейшая форма технических знаний, в которой главное внимание уделяется действиям человека в процессе производства продукта. Эта форма технических знаний характерна для таких условий производства, когда применяются универсальные орудия труда. Практические знания используются и для описания современной предметно - практической деятельности людей в тех случаях, когда нужно раскрыть чисто практическую сторону этой деятельности. Практические знания - это знания приемов практической работы. Например, в той или иной конкретной технологии ручной обработки материалов они выражаются в том, как держать рабочий инструмент, как выполнять трудовые движения, какие должны быть усилия в этих движениях и т.д. В технологии машинной обработки материалов - это знания практических действий по наладке, настройке, управлению станком или другой технологической машиной в процессе обработке материала.

Технологические знания раскрывают сущность различных актов преобразования предмета труда в продукт, выраженных в виде технологических операций. Здесь основное внимание уделяется взаимодействию рабочего инструмента и предмета труда. Выделение технологических операций, необходимых для производства продукта труда, позволяет раскрыть весь технологический процесс как объективную основу, на которой организуется производственная деятельность. Не смотря на то, что при обучении технологии большая часть учебного времени отводится на практические работы учащихся, на освоение практических знаний и формирование практических умений, в то же время изучение технологических знаний создает основу для организации этих практических работ. Технологические знания являются тем системообразующим элементом, вокруг которого объединяются все необходимые для осуществления производственного процесса технические знания. В основе производственного процесса лежит технологический процесс. Он представляет собой последовательные акты преобразования предмета труда в продукт. Эти акты преобразования предмета труда (материала, заготовки) обычно выражаются в технологических операциях. Суть технологических операций заключается во взаимодействии рабочего (технологического) инструмента с обрабатываемым материалом. Например, с помощью ножниц можно разрезать бумагу, картон, ткани, тонкий листовой металл и т.д. Здесь важно, какие движения совершает инструмент и материал относительно друг друга, какова конструкция этих движений и какие усилия при этом преодолеваются.

В основе взаимодействия инструмента и материала лежит тот или иной естественный природный процесс. В том же примере разрезания материала ножницами происходит сдвиг одной части материала по отношению к другой и так, что переходит в срез, и материал разделяется на части. Само явление сдвига (среза) материала - это физическое явление. Однако, оно обусловлено воздействием инструмента на материал, т.е. техническими средствами, и поэтому приобретает характер технического явления и отражается уже в форме технологического знания.

При выполнении технологических операций для обеспечения необходимого взаимодействия рабочего инструмента и материала, используют различные приспособления, аппараты, приборы, станки и другие технологические машины и оборудование. Рассмотрение этих технических средств труда переходит уже в форму конструктивно-технических знаний. Это связь технологических знаний с конструктивно-техническими.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Анализ и проведение эксперимента
Основным способом организации деятельности учащихся на практических является групповая форма работы. Основные этапы: - сообщение темы, цели и задач практикума; - актуализация опорных знании и умении учащихся; - мотивация учебной деятельности учащихся; - ознакомление учеников с инструкцией; - подбор ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
1. Первое задание Отметим особенности, которые возникли у детей при выполнении данного задания: составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображаемых действий. В большинстве случаев для составления фразы требуется дополнительный вопрос, указывающий на выполняемое действие. Ха ...

Педагогические приемы профилактики неуспеваемости школьников при изучении иностранного языка
В зависимости от причин неуспеваемости могут быть применимы различные подходы к ее преодолению. В задачи учителя входит в первую очередь диагностика причин школьных неудач в каждом отдельном случае и разработка стратегии и тактики педагогической деятельности учителя, которые предполагают установлен ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru