Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ необходимо использовать все виды организации учебных занятий; все виды учебной деятельности учащихся, включая игровую, проектную, исследовательскую с применением практических заданий [46].
Содержанием учебного предмета ОБЖ предусмотрено обязательное изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Вместе с тем, практика показывает, что отведенного федеральным базисным учебным планом времени недостаточно для полного теоретического и практического освещения проблем пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара. [30]
Формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения практических внеклассных мероприятий (практикумы, «круглые столы», викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и, в особенности, по окончании четвертей перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении.
Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах, являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении, которые рекомендуются проводить не реже одного раза в полугодие. [20, С. 32].
Апробация новых практических заданий ведется давно. Уроки-практикумы - путь к активизации познавательной деятельности, развитие интереса к учебному занятию и, как следствие, повышение мотивации [5, С. 136].
Важное методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы зону ближайшего развития личности, т.е. необходимо ориентироваться не на имеющийся сегодня уровень развития, а на несколько более высокий, которого ученик может достичь под руководством и с помощью преподавателя.
Качество подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности во многом определяется формами и методами преподавания курса [27, С. 78]. Практика профессиональной деятельности преподавателей ОБЖ, применяющих различные виды практических заданий показывает, что это заметно активизирует деятельность обучаемых, помогает им лучше усвоить учебный материал.
В отечественной школе обнаружилась тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы преобладающее большинство учителей отреагировали активным применением уроков-практикумов, имеющими целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Поиск новых практических заданий, не вошедших в программу курса ОБЖ, направлен на придание учебно-воспитательному процессу большей гибкости, оперативности, освобождение его от штампов, заорганизованности.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько видов практических заданий. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные виды практических заданий:
- мозговой штурм;
- моделирование опасных и экстремальных ситуаций;
- решение ситуационных задач;
- самостоятельное заполнение таблиц;
- отработка навыков;
- лабораторные работы и т.д.
Основными методами обучения курсу ОБЖ в школе должны быть наглядные (кинофильмы и компьютерные программы) и практические. Меньше всего в изучение курса следует уделять словесным методам. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий.
Ключевой составляющей курса служит практико-ориентированный компонент, проявляющийся в проведении системы практических заданий по основным разделам курса ОБЖ. [8].
В занятия учебного процесса с использованием практических заданий необходимо включать ситуационные задачи, что расширяет педагогические возможности практикума по формированию умений и навыков у учащихся.
Работа педагога по формированию и поддержке школьных традиций
Реалии современного образования показывают, что любой педагогический коллектив, имеющий целью добиться положительных результатов в своей деятельности, стремится формировать собственные традиции. В каждой школе, в каждом классе непременно должны быть свои традиции. Традиции делают коллектив более сп ...
Опорные конспекты как один из способов реализации
принципа системности и систематичности при изучении химии в средней
общеобразовательной школе
Одним из приемов реализации принципов обучения, в частности принципа системности и последовательности, является так называемая система В. Ф. Шаталова, в основу которой положены опорные конспекты (схемы, сигналы). Примером таких сигналов по химии могут быть опорные схемы, разработанные И.И. Супоницк ...
Процесс модернизации высшего профессионального
образования в Российской Федерации с точки зрения Болонского процесса
В настоящем разделе будут отмечены схождения и расхождения, наблюдающиеся между странами Западной Европы, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой, с точки зрения соответствия образовательных систем принципам и целям Болонского процесса. К сожалению, приходится констатировать, что «западн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.