Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ необходимо использовать все виды организации учебных занятий; все виды учебной деятельности учащихся, включая игровую, проектную, исследовательскую с применением практических заданий [46].
Содержанием учебного предмета ОБЖ предусмотрено обязательное изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Вместе с тем, практика показывает, что отведенного федеральным базисным учебным планом времени недостаточно для полного теоретического и практического освещения проблем пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара. [30]
Формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения практических внеклассных мероприятий (практикумы, «круглые столы», викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и, в особенности, по окончании четвертей перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении.
Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах, являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении, которые рекомендуются проводить не реже одного раза в полугодие. [20, С. 32].
Апробация новых практических заданий ведется давно. Уроки-практикумы - путь к активизации познавательной деятельности, развитие интереса к учебному занятию и, как следствие, повышение мотивации [5, С. 136].
Важное методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы зону ближайшего развития личности, т.е. необходимо ориентироваться не на имеющийся сегодня уровень развития, а на несколько более высокий, которого ученик может достичь под руководством и с помощью преподавателя.
Качество подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности во многом определяется формами и методами преподавания курса [27, С. 78]. Практика профессиональной деятельности преподавателей ОБЖ, применяющих различные виды практических заданий показывает, что это заметно активизирует деятельность обучаемых, помогает им лучше усвоить учебный материал.
В отечественной школе обнаружилась тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы преобладающее большинство учителей отреагировали активным применением уроков-практикумов, имеющими целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Поиск новых практических заданий, не вошедших в программу курса ОБЖ, направлен на придание учебно-воспитательному процессу большей гибкости, оперативности, освобождение его от штампов, заорганизованности.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько видов практических заданий. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные виды практических заданий:
- мозговой штурм;
- моделирование опасных и экстремальных ситуаций;
- решение ситуационных задач;
- самостоятельное заполнение таблиц;
- отработка навыков;
- лабораторные работы и т.д.
Основными методами обучения курсу ОБЖ в школе должны быть наглядные (кинофильмы и компьютерные программы) и практические. Меньше всего в изучение курса следует уделять словесным методам. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий.
Ключевой составляющей курса служит практико-ориентированный компонент, проявляющийся в проведении системы практических заданий по основным разделам курса ОБЖ. [8].
В занятия учебного процесса с использованием практических заданий необходимо включать ситуационные задачи, что расширяет педагогические возможности практикума по формированию умений и навыков у учащихся.
Анализ опыта работы учителя начальных классов МБОУ НОШ №31 по организации и
проведению уроков естествознания
Познакомившись с теоретико-методическими аспектами обучения и воспитания младших школьников на уроках естествознания, мы осуществили исследование по вопросу организации разнообразных типов и видов уроков естествознания в современной начальной школе. Этому посвящена практическая глава нашей работы. ...
Коррекционная работа по проблеме развития коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с ЗПР
Диагностика детей Практически в каждой группе детского коллектива разворачивается сложная и порой драматичная картина коммуникативных отношений детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются детьми ...
Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного пе ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.