Выявим уровни сформированности самостоятельной работы и рассмотрим особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения в школе № 13 г. Череповца в 4А классе, расположенной по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Пионерская ул., д. 11.
1 этап. Выявим уровни сформированности самостоятельной работы и рассмотрим особенности организации самостоятельной работы с помощью тестов на основе учебного предмета начального общего образования «Литературное чтение» для определения степени сформированности учебной самостоятельности. Тесты проводятся в четвертом классе начальной школы на уроках в течение 3–20 мин. Темы и время проведения указаны в каждом тесте.
Тест на определение учебной самостоятельности «Способность к обнаружению учебной задачи»
Цель: проверить умение понимать учебную задачу.
Тема: Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Задание |
Бал |
Прочитай текст и подчеркни слова, которые являются формулировкой учебной задачи. Мы третий урок рассматриваем произведение Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Сегодня мы должны научиться составлять цитатную характеристику героя. Попробуем составить характеристику деда Мазая. Обратимся к тексту. |
1 |
Ответ: Сегодня мы должны научиться составлять цитатную характеристику героя.
Оценивание: Максимальное количество баллов – 1 балл.
Уровни выполнения: высокий: 1 балл, низкий: 0 баллов.
Тест на определение учебной самостоятельности
«Умение сделать выбор»
Цель: проверить умение выбирать действия по выполнению учебной задачи.
Тема: Стихи Е.А. Благининой, Б.В. Заходера, Ю.И. Коринца.
Задание |
Баллы |
Задание на дом: выучи понравившееся стихотворение. Вспомни алгоритм, дополни его недостающими шагами. 1. Прочитай стихотворение вслух. Объясни смысл непонятных слов. 2.Прочитай стихотворение 2–3 раза, стараясь его запомнить. 4.Расскажи наизусть все стихотворение, при необходимости заглядывая в текст. 6.Перед школой прочитай стихотворение еще раз, а потом расскажи его наизусть. |
3 |
Ответ:
Определи настроение, ритм стихотворения. Прочитай выразительно.
Если стихотворение большое, то раздели на отрывки и выучи по отрывкам. Повтори стихотворение вслух по памяти еще 2–3 раза, не заглядывая в текст.
Оценивание: Максимальное количество баллов – 3 балла.
Уровни выполнения: высокий: 3 балла, выше среднего: 2 балла, средний: 1 балл, низкий: 0 баллов.
Тест на определение учебной самостоятельности
«Способность обобщать»
Цель: проверить умение обобщать, делать выводы.
Тема: Обобщающий урок. Любимые книги.
Задание |
Баллы |
Восстанови пропущенные слова
|
3 |
Ответ:
Рассказ.
Много героев.
Несколько фантастических событий.
Оценивание: Максимальное количество баллов – 3 балла.
Уровни выполнения: Высокий: 3 балла. Выше среднего: 2 балла. Средний: 1 балл. Низкий: 0 баллов.
Тест на определение учебной самостоятельности
«Развитие речевых умений»
Цель: проверить умение устно излагать свои мысли по ранее заготовленному плану.
Тема: В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка".
Психологические и лингвистические характеристики связной
речи
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью ( ...
Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка
В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним он несёт ту информацию которая необходима для развития ума и души ребёнка Во время игры, повседневного общения, совме ...
Выбор методов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов
Процесс научного исследования начинается с возникновения идеи, связывающей все его структурные элементы и определяющей порядок выполнения работы, который зависит от вида исследования. В целом все авторы отмечают общую последовательность его выполнения: 1. Выбор темы исследования, установление пробл ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.