Психолого-педагогические основы

Страница 1

Согласно задачам педагогической практики, студент-практикант должен сформировать ряд профессиональных умений и навыков психолого-педагогического характера, а так же закрепить полученные теоретические знания на практике. Для достижения этих целей производится работа по различным направлениям: учебной, воспитательной, организации внеклассных мероприятий, работа в качестве классного руководителя. Каждое из этих направлений помогает развить те или иные качества практиканта, сформировать у него целостную картину учебного процесса в школе.

Учебная работа является ведущим направлением для практикантов, именно здесь происходит отработка навыков преподавания географии в рамках определенного класса, а так же позволяет применить все полученные теоретические знания на практике.

В течение педагогической практики мною было проведены уроки по следующим темам: «Многообразие стран современного мира», «Политико-административное деление стран. Политические строи мира», «Политическая география. Геополитика», «География мировых природных ресурсов. Общество и природа», «Мировые ресурсы. Ресурсообеспеченность». После изучения крупного раздела «Политическая карта мира», я провел контрольную работу, что позволило закрепить получены знания, и отработать умения учащихся.

Стоит отметить, что каждый из уроков проходил этапы разработки и проверки. На этапе разработки мною изучалась основная тематика (согласно учебному плану), прорабатывался материал (текст, иллюстрации, дополнительные источники), конспектировался ход урока с указанием целей и задач, оборудования, и т.д. Затем урок проверялся ведущим учителем и корректировался, если были замечены какие-либо ошибки или недоработки.

Важным аспектом преподавания географии было также и то, что класс не профильный и поэтому учебный план по географии был ограничен количеством часов. Это означало то, что весь объем информации должен был даваться учащимся в виде самостоятельных заданий, акцентировалось внимание на самообучение. Таким образом, целью уроков было ознакомление с наиболее общими вопросами, объяснение наиболее характерных понятий, работа по проблемным вопросам вызывающим наибольшие сложности у учащихся. Построение урока в хронологическом отношении в этом случае было максимально смещено на проверку домашнего здания и объяснения нового материала.

Подготовка к уроку включала с себя не только обеспечение рабочего места учителя – подготовку доски, размещение наглядных пособий, но и работу с проектором, что позволяло максимально наглядно представить учебный материал, повысить интерес к географии. Из наглядных средств обучения на уроках географии мною широко использовался наглядный материал: иллюстрации учебника, настенные карты, электронные и мультимедийные каты. Все они служили одной цели – повышению информативности излагаемого материала.

В своем большинстве проводимые мною уроки географии по структуре были комплексные, т.е. включали в себя несколько блоков: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление материала, домашнее задание. Однако не все они удовлетворяли этой схеме, в течение преподавания географии мною было начаты две крупные темы, а это значит встала необходимость в проведении вводных уроков – уроков в которых отсутствует элемент проверки домашних заданий, и которые носят, в общем, обзорный характер, позволяющий подготовить учеников к восприятию нового материала. Так же мною была проведена контрольная работа по теме «Политическая карта мира» в качестве элемента контроля степени усвоения информации, она включала в себя как вопросы, касающиеся терминологии, так и творческие задания, позволяющие расширить кругозор учеников.

По формам все уроки мною строились в форме беседы, т.к. это позволяет организовать двустороннюю связь, что, на мой взгляд, позволяет включиться в процесс наибольшее количество учеников, задействовать их внимание, оценить степени увлеченности вопросами географии. Таим образом, в структуре урока всегда присутствовал элемент воспроизводящей беседы, когда мною задавались вопросы, подводящие учеников к новому материалу, затем объяснялся новый материал, завершалось это все фронтальным опросом, посвященному только что изученной теме. Но это не единственная форма проведения урока, так же мною был проведен урок с использованием Шаталовской схемы, посвященный «Многообразию стран мира», в котором я наглядно в виде схем и рисунков представил классификацию стран по различным показателям. В дальнейшем при проверке знаний учащихся было заметно, что этот способ оказался наиболее удачным, т.к. степени усвоения и запоминания материала существенно отличалась от остальных уроков. Однако трудность разработки такого урока, существенно затрудняют использование его на всем протяжении педагогической практики. Один из уроков был построен на работе с докладами учеников по теме «Мировые ресурсы», в котором они, разбившись на группы, выступали с подготовленными докладами и презентациями. В этом случае весь новый материал озвучивался ими и лишь комментировался мною, в случае если какие-то важные факты были упущены.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Организация поисковой деятельности ученика в работе В.В. Давыдова «Проблемы развивающего обучения»
Общепринятая в современной общеобразовательной школе форма организации учебного процесса в виде групповой работы учащихся под руководством учителя (классно-урочная система) справедливо вызывает нарекания со стороны педагогов-теоретиков и учителей-практиков. Изобретённая в своё время Я.А. Коменским ...

Игры на уроках английского языка. Классификация игр
Учебная игра – это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она представляет собой небольшую ситуацию со своим сюжетом и действующими лицами, у которых есть общая и/или особенная роль, специфическая цель в конкретной процедуре общения. М.Ф. Стронин в своей ...

Функциональная пропедевтика
Основные задачи пропедевтики решают функциональные упражнения. Часть таких упражнений рассматривается в начальных классах, основное внимание им должно быть уделено в 5–6 классах. Виды упражнений: Упражнения с переменными, например, вычисление значений буквенных выражений при различных значениях пер ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru