Информация о педагогике » Художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" » Определение жанра литературной сказки по словарям и энциклопедиям

Определение жанра литературной сказки по словарям и энциклопедиям

Страница 5

Другая линия развития русской художественной сказки - морализирующая сказка, частью использующая сюжеты легенды. Таковы например сказки Н. Лескова, Л.Н. Толстого ("Сказка об Иване дураке и трех чертенятах"), Ф. Достоевского ("Мальчик у Христа на ёлке"), В. Короленко ("Сказание о Флоре, Агринне и Менахеме, сыне Иегуды", "Восточная сказка"), В. Гаршина ("Сказание о гордом Аггее") и многие другие. Аналогична ветвь сказочек для детей у В. Гаршина ("Сказка о жабе и розе", "Лягушка-путешественница"), Г. Данилевского ("Живая свирель", "Смоляной бычок", "Лесная хатка", "Ивашко", "Каратышка", Ершова ("Конек-Горбунок"), В. Одоевского ("Бедный Гнедко", "Мороз Иванович", "Сиротинка", "Город в табакерке"), Л.Н. Толстого (сказки в "Азбуке" и "Книгах для чтения"), Вагнера ("Сказки Кота-Мурлыки") и мн. др. Если морализирующая сказка представляет для нас лишь исторический интерес, то несравненно ближе нашей современности политическое использование сказочных элементов для целей политической и общественной сатиры. Здесь на первом месте стоят сказки Салтыкова-Щедрина (том "Сказки", "Премудрый пискарь", "Самоотверженный заяц", "Карась-идеалист", "Как один мужик двух генералов прокормил" и др.), а позднее - М. Горького ("Русские сказки" и др.). Как жанр, дающий возможность самой широкой аллегории и фантастики, сказка очень удобна для политической сатиры; поэтому и после революции ряд писателей пользуется сказкой для сатиры на антисоветские элементы, например Д. Бедный ("Сказка о батраке Балде и страшном суде", "Сказка складка про старые порядки", "Царь Андрон", "Правда и Кривда"), Н. Асеев ("Русская сказка", "Про зайца-китайца и лису-англичанку"), Чуковский в советской сказке и др. В современной советской литературе жив интерес к литературной сказке, как и к сказке устной; особенно показательна в этом.

Литературный энциклопедический словарь рассматривает историю развития литературной сказки советского периода: "Во многих сказках нашли отражение первобытные общественные отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для сказок сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в сказках изображается контраст бедности и богатства, все сильнее звучат мотивы классового антагонизма. Тем не менее сказка оптимистична: добро здесь почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение, нередко осмеиваются. В настоящее время одни сказки продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей (см. Детская литература), третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В сказках народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем сказка обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими сказки свои индивидуальные черты, поэтому большинство сказок известно во многих вариантах. Можно выделить наиболее характерные группы сказок, каждая из которых имеет особую структуру. Сказки о животных занимает видное место в фольклоре народов Севера СССР, Северной Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Некоторые из волшебных сказок также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение. Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные сказки всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т.д. Авантюрные сказки излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих сказок проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и сказки об исторических деятелях. Бытовые сказки часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказка-небылицы, докучные сказки и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Аудирование как речевой вид деятельности. Трудности понимания речи на слух
Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных обучению аудированию, и на наличие в средней ...

Организация детских танцевальных коллективов
В настоящее время в России существует большое количество различных форм объединений любителей бальных танцев, которые называются студиями, клубами, школами, но не коллективами. Эта тенденция, которую можно считать негативной, в основном связана с социально-экономическими факторами развития нашей ст ...

Развитие высшего и среднего специального образования
Принятый XVIII съездом ВКП(б) третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942) предусматривал проведение широкого круга мероприятий по поднятию культурно-технического уровня рабочего класса СССР до уровня работников инженерно-технического труда. Планом намечалось довести континг ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru