Информация о педагогике » Художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" » Определение жанра литературной сказки по словарям и энциклопедиям

Определение жанра литературной сказки по словарям и энциклопедиям

Страница 4

В эпоху Возрождения элементы сказки претворяются в наиболее типический для эпохи повествовательный жанр - новеллы. Сатирическое и дидактическое использование сказочных мотивов отмечалось во всех сборниках итальянских новелл - в "Новеллино", в "Декамероне" Бокаччо, в сборниках Серкамби [XIV в.], Саккетти [1392 г.], Поджо ("Фацеции", XV в.), Мазуччо ("Новеллино", сер. XV в.) и др. Есть оно и в "Кентерберийских

рассказах" Чосера [XIV в.], и в "Гаргантюа" Рабле [XVI в.]. Целиком почти на сказочном материале построены итальянские сборники Страпаролы [XVI в.] и Базиле ("Пентамерон", 1634 г.). Новеллистическое и сатирико-дидактическое переосмысление сказки продолжается и в XVII-XVIII вв. Галантно-эротическая сказка представлена Лафонтеном и позднее Дора́, Дюкло, Казоттом и др. Вольтер, Дидро, в Англии Свифт известны философско-политической сказкой, сатирой на нравы общества и пороки духовенства. Наконец XVIII в. обилен сказкой нравоучительной: Мармонтель, Жанлис, в России - Хемницер, и др. Но в эту же эпоху начинается укрепление в письменной литературе сказок как самостоятельного художественного жанра; она связывается сперва с новыми идеями в педагогике, далее - с ростом интереса к культуре колониальных стран и наконец с романтическим увлечением "народной" стариной.

Первый этап представлен во Франции сказками Перро [1689 г.] и графини d’Aulnoy [1698 г.], в Германии - Музеуса [1782 г.]. Когда в 1704 г. появился французский перевод "1001 ночи" Галлана, европейскую литературу залила струя увлечений "восточными" сказками - "1001 день", "1001 час", также сказки китайские, монгольские, перуанские и т.д. Подлинно восточного в этих сказках почти ничего не было, но они были написаны в предполагаемом восточном стиле. Во Франции печатание этих "Contes des Fées" было настолько широко, что в 1785-1789 гг. появился целый "Cabinet des Fées" в 41 т. Из Франции они распространились по континенту - между прочим в большом количестве переводов и в русской литературе. В России из сборников такого типа с русским материалом надо отметить "Пересмешник" М. Чулкова 1766 г., в 4 чч. и его же "Русские сказки" 1780 г., в 10 чч.

В XIX в. сказка включается в общие пути развития литературы, становясь в то же время предметом научного изучения. Романтики вместе с интересом к "народному" начинают обращаться к особому виду художественной сказки, которая строится то на форме крестьянской, то на ее образах, то просто на принципе сказочно-фантастического переосмысления действительности. Такова сказка Гёте, Тика, Шамиссо, Брентано, Мерике, Эдгара По и др. Надо специально оговорить большое влияние в Европе романтической сказки Гофмана, Гауффа, Андерсена и Эдгара По. У писателей-реалистов сказка опять часто ставится на службу политике и сатире, например у Доде, Мопассана, Лабуле. Известностью пользуются норвежские сказки Асбьернсена и румынские Кармен-Сильвы.

Русская художественная литература XIX-XX вв. очень обильно насыщена сказками, хотя с этой стороны она еще совсем не изучена. Обработки сказки у В. Жуковского ("Мальчик с пальчик", "Сказка о царе Берендее", "Сказка об Иване царевиче и сером волке", "Кот и в сапогах" и др.) и А.С. Пушкина ("Золотой петушок", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о спящей царевне и семи богатырях") укрепляют литературный жанр стихотворной сказки. Прозаическая сказка Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки") включает элементы романтической сказки, точным воспроизведением романтической Wirklichkeitsmärchen являются сказка молодого А.К. Толстого ("Упырь" и др.), тогда как его поэтические обработки сближаются с использованием сказки для пропаганды националистических идей у К. Аксакова ("Сказка о Вадиме") и В. Даля (том "Русская сказка").

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Проблема прочтения классики
Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно на ...

Развитие методики преподавания в начальной школе
Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в ос­новной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтик ...

Система работы по организации исследовательской деятельности как средства развития сенсорного воспитания детей
Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве. Значительно изменяются основные виды чувствительности. Так, улучшается острота зрения и слуха, повышается точность и тонкость цветоразличения, развивается музыкальный (звуковысотный) и фонематический слух ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru