Задача воспитателя, любого руководителя детского чтения чрезвычайно ответственна. Ее выполнение во многом зависит от ответа на вопрос: чему должна учить ребенка художественная литература? Первое ее назначение - познавательное. С ее помощью мы должны знакомить детей с окружающим миром, стимулировать накопление ими знаний, развитие ума, давать материал для аналитического познания действительности.
Второе ее назначение - воспитательное. Читая художественное произведение, ребенок учится познавать внутренний мир человека в его нравственных границах. Ребенку необходимо ненавязчиво прививать представления об этических категориях мира, о добре и зле, приучать к четким критериям отделения одного от другого, не скатываясь при этом в нравоучительность. Важно, чтобы он усвоил мысль о том, что мир формируется напряжением не только физических, но и нравственных сил.
Третье назначение художественной литературы - эстетическое. Необходимо показывать маленькому читателю красоту художественного слова, и через него - красоту окружающего мира; опираясь на природные задатки, на богатую фантазию ребенка, воспитать в нем чувство прекрасного. Главная задача при этом - научить его ориентироваться во внутреннем мире произведения, уметь открывать его красоту. В этом смысле никакой разницы между детской и взрослой литературой нет и никогда не было. Детская книга "должна говорить языком образов, должна быть художественной", "…простота и ясность стиля достигается не путем снижения литературного качества, а в результате подлинного мастерства…" - утверждал в своих статьях о детской литературе М. Горький [17, с.126,129]. В "Заповедях для детских поэтов" К.И. Чуковский особенно настаивал на соблюдении предпоследней, двенадцатой: "поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!" Художественная литература должна открыть ребенку язык образов, эстетику текста. Это ее предназначение органично объединяет и первые два, "ибо только изучение самого художественного произведения непосредственно выводит нас к представлениям автора и об окружающем мире, и о его нравственно - философской сущности" [45, с.5].
Для практического осуществления этих задач, воспитателю необходимы широкая культурная подготовка, сформировавшийся эстетический вкус. Общение с любым художественным текстом должно быть вдумчивым, бережным и умелым. Только тогда взрослый и сам сможет понять и сумеет донести до ребенка поэтическое слово, художественный образ.
Выбор произведений в программах обучения чтению в начальных классах продиктован их своеобразием и исключительным положением в русской культуре. Во-первых, стихотворные сказки А.С. Пушкина и типологически, и преемственно связанные с литературной сказкой второй половины - конца 18 века, закончили собой первый этап ее развития и стали классически завершенными образцами этого жанра. На их примере можно наглядно и убедительно показать его специфику. Именно этим обоснован выбор темы настоящего исследования.
Актуальность исследования. Сказки А.С. Пушкина - это те произведения для детей, с которых начинается большая любовь к классической русской поэзии. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они всегда вызывают восхищение. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою жизнь, свое духовное развитие. Со стихотворениями великого поэта дети знакомятся в начальной школе, начиная с первого класса, как только они начинают самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках развития речи в младшей школе. Далее изучение лирики А.С. Пушкина продолжается в среднем и старшем звене школы. Поэтому именно в начальной школе необходимо заинтересовать маленького читателя. Ведь именно глубокое знание и понимание произведений А.С. Пушкина может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…" [52, с.29]. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.
Исследуемая тема актуальна еще и потому, что творчество А. С Пушкина остаётся современным, так как в наше и в наше время людей продолжают волновать важные вопросы нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Особенно важно довести эти проблемы до сознания школьника. Так не всегда учителя обращают внимание на сопоставление литературной сказки с народной, выявление их отличий.
Разработанность темы исследования. Теория литературной сказки в науке разработана еще недостаточно. Несмотря на то, что существует довольно много исследований посвященных ее анализу, это исследования В.А. Бахтиной, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Ю.М. Лотмана, И.П.Д.Н. Лупановой, Е.М. Медриша, Мелетинского и др., остаются аспекты, требующие осмысления, доработки.
Объект исследования - сказка А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Предметом исследования является художественное своеобразие "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, вошедшей в круг детского чтения.
Цель исследования - выявить особенности сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", вошедшую в программу начальной школы.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
определить жанр литературной сказки;
выявить отличие литературной сказки от народной;
проанализировать художественное и идейное своеобразие "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина;
рассмотреть характеры героев и особенности композиции языка;
выяснить как изучается сказка А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" в начальной школе.
Методы исследования:
текстуальный анализ произведения;
метод систематизации и обобщения;
сравнительно-сопоставительный метод;
описательный метод.
Базу исследования составляют основополагающие справочная и энциклопедическая литература, труды ученых по литературоведению, теории литературы, культурологии, методике преподавания литературы.
Тема работы, предмет исследования определяют структуру курсовой работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость исследования. Написанная работа имеет большой интерес для учителей начальных классов, её можно использовать в курсе детской литературы.
Формы активного обучения, используемые в методике
преподавания психологии
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления. Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как ...
Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с
ЗПР
Существуют определенные методы и приемы, позволяющие выявить особенности коммуникативных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективнее. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей ...
Речевой этикет в современной школе
речевой этикет школьник урок Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся. 1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено, но из акустического пото ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.