В 2003 году 123 школы начали работать по-новому, а с начала 2004 учебного года перешли на новую систему все школы. Первые результаты и возникшие проблемы широко освещаются в печати. Во многих газетах и журналах введены постоянные рубрики, где печатаются отзывы учителей, учащихся и их родителей. Проблема школьной реформы постоянно обсуждается на уровне правительства. Первые серьезные трудности вызвала недостаточная подготовка детей, родителей и учителей к переходу на новую систему, которая требует высокой мотивации, самостоятельности и ответственности, трудоспособности и их умения концентрироваться, творческой активности, глубокого осознания своих целей.
Таким образом, предоставление большей свободы в процессе обучения многие учащиеся восприняли, как возможность просто ничего не делать. Например, в школе Апелдорна в 2003 году решили в IV классе начинать учебу со свободного урока. В это время каждый учащийся мог получить консультацию по любому предмету. Однако дети стали приходить в школу на час позже — ко второму уроку. При недостаточном уровне мотивации учебы свободный урок был воспринят как свободное время не только в этой школе. Поэтому в новом учебном году больше внимания уделено организации самостоятельных занятий. Сделать это на хорошем уровне гораздо сложнее, чем организовать традиционный урок. В частности, теперь учащиеся обязаны во время консультаций находиться в определенном классе.
Тяжело проходит и введение новых программ. Нужны новые учебники с хорошим иллюстративным материалом и приложениями CD-rom программ. Так как учащиеся в основном работают самостоятельно, учебный материал должен содержать намного больше информации. В результате книги имеют больший объем и стоят гораздо дороже старых. Так, в IV классе HAVO теперь в среднем 12 предметов. Родители должны заплатить за учебники примерно в два раза больше, чем раньше, — 2000 гульденов (примерно 1000 долларов). Для многих семей это очень дорого. К тому же по ряду предметов этот учебный год школы начали вообще без учебников, так как их не успели напечатать.
В результате увеличения количества предметов выросла учебная нагрузка. Сейчас в среднем учащийся занят 40 ч в неделю. Помимо увеличения объема, усложнено и содержание учебной работы. Надо делать больше самостоятельных письменных обзоров и исследовательских работ, практических заданий и творческих отчетов. В Голландии большинство детей с 15-летнего возраста начинают работать параллельно с занятиями в школе, чтобы иметь деньги на карманные расходы. С переходом на новую программу это стало невозможным, хотя многим это трудно осознать: они еще не привыкли учиться по-новому. 6 декабря 1999 г. 20 тыс. школьников пропели в Гааге акцию протеста, требуя облегчения программы в старших классах HAVO и VWO.
В свою очередь, учителя также выражают озабоченность возрастающими трудностями. Есть и такие мнения, как у К.Я. Ван Линдена, 32-летнего учителя классических языков: "Я не думаю, что надо было сразу все менять. По-моему, мы по ряду аспектов вернемся назад. Мы должны использовать положительный опыт, накопленный старой школой, а не отказываться от него".
Экспериментальная апробация и проверка эффективности использования СДО
Moodle для информатизации образовательного процесса
В этом разделе мы рассмотрим результаты внедрения СДО Moodle, и системы "Электронный деканат" версии 1.2 в государственном среднем общеобразовательном учреждении ЦО "Технологии обучения". После внедрения СДО Moodle в процесс образования он изменился, по нескольким параметрам. Ра ...
Общее понятие компетентности
В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. [8, с.136] Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать ег ...
Коррекционная работа по проблеме развития коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с ЗПР
Диагностика детей Практически в каждой группе детского коллектива разворачивается сложная и порой драматичная картина коммуникативных отношений детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются детьми ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.