Информация о педагогике » Особенности преподавания психологии студентам инженерных специальностей » Проектирование курса психологии для студентов инженерных специальностей

Проектирование курса психологии для студентов инженерных специальностей

Страница 1

Психология в качестве обязательного для изучения предмета введена в учебные планы подготовки специалистов в КрасГАУ с 1995 года и преподается в течение одного семестра на 2 или 3 курсе.

Ее содержание представлено в общей программе дисциплины «Психология и педагогика» Государственного стандарта цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Общее количество часов - 80, из них 32 часа – лекции, 16 – семинарские занятия и 32 часа отведено на самостоятельную работу студентов для написания реферата. Итоговой формой контроля является зачет.

До введения в 2000 году Государственных стандартов второго поколения психология преподавалась по программе, которая представлена в приложении 2. Изменение программы обусловлено новыми требованиями и продиктовано Примерной программой дисциплины «Психология и педагогика» (приложение 1).

В предыдущем учебном опыте студентов психология как самостоятельная отрасль знаний отсутствовала. (Из ученых, имеющих отношение к психологии отдельные студенты называют Фрейда, Юнга, Карнеги, Спока и не более того, основная масса при вводном в курс анкетировании не ответила на поставленный вопрос). Хотя общее представление о психологии имеют, о чем свидетельствуют данные опроса приведенные выше.

Знание основ психологической науки, ее предмета, методов исследования необходимы не только студентам психологам. И студенты инженерных специальностей университета стремятся тоже, не столько к разъяснению частных психологических вопросов, связанных с их будущей специальностью, сколько к пониманию основ психологического знания и его различных областей с целью удовлетворения своего прагматического интереса.

Опрос студентов, в чью профессиональную подготовку психология не входит как основной предмет показал, что 100% из них считают, что изучение психологии в технических вузах необходимо.

Потому что, «необходимо не только повышать общий уровень знаний и всесторонне развиваться, но и уметь разбираться в себе, в окружающих людях – близких и далеких, строить на этой основе эффективные способы взаимодействия».

Знания психологии человека необходимо студенту не только как будущему специалисту, руководителю «чтобы строить отношения в системе руководитель-подчиненный», «продвигаться по службе», «легче общаться с людьми, знать индивидуальный подход к личности, найти свое место в коллективе», «чувствовать других людей», «как найти общий язык», «понимать людей и принимать их такими какие они есть», но и для «познания своего внутреннего мира», для того «чтобы разобраться в себе», «лучше себя чувствовать», «по-другому смотреть на жизнь». (Приложение)

В силу особенностей юношеского возраста, для которого ведущей деятельностью является профессиональное обучение и интимное межличностное общение, когда молодой человек вступает в период принятия ответственных решений (карьера, семья), определяющих всю дальнейшую жизнь: поиск своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни интерес к психологическим знаниям достаточно велик. Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

На этапе принятия ответственных решений, этапе человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости являются первостепенными, проявляется противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности оправдан интерес к психологии как сумме знаний, которые могут быть практически полезны для понимания человеческой природы, прежде всего своего внутреннего мира.

Диагностика готовности к саморазвитию (18, с.191) показала следующие результаты: (приложение 3)

(Число участников – 56

Критерии: А –могу совершенствоваться, но не хочу знать себя – 9

Б – хочу знать себя и могу измениться - 27

В – не хочу знать себя и не хочу изменяться – 2

Г – хочу знать себя, но не могу себя изменить – 15

Пограничные результаты: Б – Г - 1, А – В – Б – Г - 2)

У большинства (79,6%) молодых людей есть стремление и потребность познать себя;

27% из них при потребности познать себя не имеют навыков самосовершенствования, они испытывают трудности в самовосприятии, которая вызывает как правило реакцию: не получается, значит не буду делать;

49% гармонично сочетают желание познать себя с актуализацией потенциальных ресурсов саморазвития;

16% имеют больше возможностей для саморазвития, чем желания познать себя. В этом случае надо поразмышлять, что стремление к самосовершенствованию, нахождению своего стиля жизни невозможно без самопознания.

И лишь 3,6% сочетают в себе нежелание знать себя и совершенствоваться. Это самое нежелательное сочетание.

Эта личностная потребность основной подавляющей массы студентов в психологических знаниях, должна казалось бы активизировать познавательную самостоятельную деятельность студентов, побуждать их к активному поиску ответов на интересующие вопросы, но как показывает практика преподавания, студенты занимают активно – пассивную позицию: они внимательно слушают преподавателя, задают много вопросов, но вызвать их на диалог, заставить озвучить собственные соображения по обсуждаемой проблеме достаточно проблематично. Кроме того большинство студентов не готовятся к семинарским занятиям, не читают рекомендованных научных статей, используя только лекционный материал. И даже студенты, имеющие конспекты дополнительно рекомендованных к семинару источников, не хотят говорить.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного пе ...

План-конспект урока-экскурсии «Культовые памятники Минска»
Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с архитектурными памятниками Минска и их историей. 2. Развивать у учащихся чувство вкуса и восхищения красотой и величественностью архитектурных памятников прошлого. 3. На практике закрепить знания учащихся об архитектурных стилях разных эпох. Экскурсионный мет ...

Факторы, влияющие на формирование авторитета родителей
Воспитательное воздействие авторитет родителей на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий. Авторитет и личный пример родителей. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подра ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru