Информация о педагогике » Особенности преподавания психологии студентам инженерных специальностей » Проектирование курса психологии для студентов инженерных специальностей

Проектирование курса психологии для студентов инженерных специальностей

Страница 3

Почему появилось желание переструктурировать учебный материал данной программы, изменить названия многих тем, некоторые убрать и ввести новые?

Во-первых, авторский подход к разработке содержания программы затрудняет ее применение в практической работе в связи с тем, что данная точка зрения в широком смысле (для читателя - студента и в том числе преподавателя) не представлена в учебно-методической литературе. Попытка найти авторские научные публикации (из списка рекомендованной литературы) были безрезультатными.

Во-вторых, философский стиль в изложении вызывает некоторые напряжения ввиду того, что этот язык не понятен студентам – они не связывают его с их житейскими представлениями о психологии.

В-третьих, заявленные в качестве основных учебников учебники Р.С. Немова «Психология» - М., 1999. и К.А. Абульхановой «Психология и педагогика» - М., 1998. - имеют отличную более простую структуру изложения учебного материала.

Авторы при построении курса психологии используют понятия гносеологии как раздела философии, выделяя в самостоятельный раздел «Чувственное и рациональное познание». К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира – мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частной форме – ощущениях. К рациональной ступени познания в гносеологии относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мира субъектом в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Психология познания, в отличие от других наук, изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет процессы памяти, воображения, внимания (42, с.278).

Несколько своеобразна, что требует дополнительного осмысления, представленность в теме «Чувственное познание» психических процессов: ощущения, восприятие, внимание, эмоции, память. Для этого необходимо дополнительное время, т.к. в учебной литературе, которая доступна и рекомендуется студентам непсихологических специальностей «внимание и память» как правило относят к познавательной сфере личности (в философии - к рациональному познанию !?).

В теме «Рациональное познание» учебный вопрос – средства рационального познания: действие, образы, логика, там же – мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного профессионала, на наш взгляд, в своей логике трудны для осмысления студентами - непсихологами.

Тема «Постулаты и принципы построения психологической реальности» с ее содержательным наполнением: предположительные знания в психологии: аксиомы и постулаты; соотношение возрастных новообразований и психического развития человека; соотношение наследственности и социальной среды; взаимоотношение телесного и духовного в человеке; зона ближайшего развития и ведущая деятельность; сензитивные периоды; принципы – основа научных исследований; исторический подход; системный подход; деятельностный подход; - не может в таком содержании быть представлена студентам инженерных специальностей (даже если не учитывать их предрасположенность к логическому мышлению, как профессиональному качеству).

Переструктурирование содержания учебного материала вызвано так же личностно – ориентированной направленностью обучения, которая предполагает включение субъективного опыта студента. Вопросы прикладного характера, которые включены в изучение отдельных тем Примерной учебной программы, создается впечатление, привязаны к теме несколько искусственно. А при изучении психологии студентами инженерных специальностей – это один из основных моментов, мотивирующий их на изучение данного курса.

В теме «Конституциональный уровень психики» авторы предлагают рассмотрение вопросов – личностная и ситуативная тревожность; волевая регуляция поведения человека, что на наш взгляд более целесообразно рассмотреть в другом контексте.

И, наконец, перечень вопросов к зачету по всему курсу не пропорционален объему предлагаемого для изучения материала и при разработке рабочей программы тоже изменен.

Разработка учебной программы

Учебная программа состоит из трех разделов:

Человек и его познание.

Человек: индивид, личность, индивидуальность.

Человек среди людей.

Первый раздел учебной программы вводит студента в контекст психологической науки через логику становления предмета психологии в различных психологических школах: отечественных и зарубежных и раскрывает взгляд их представителей на природу человека. Предпринята попытка целостного психологического взгляда на реальность человеческого бытия во всех его измерениях. Обрисовано проблемное пространство, в котором студент может самостоятельно двигаться, определив свою позицию во взгляде на природу человека в соотнесении ее с какой-либо научной психологической школой.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Комплекс несложных экспериментов с объектами природы для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
1. Прозрачная вода Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. Описание. В гости пришла Капелька. Кто та ...

Исследование диагностических методик развития речи слабослышащих детей 3-4 лет
Развитие речи у детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте и позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Одними из наиболее значимых при исследовании развития речи слабослышащих детей яв ...

Возрастные особенности музыкального развития старших дошкольников
"Музыкальное образование дошкольников может быть успешным лишь в том случае, если педагог, организующий процесс взаимодействия ребенка с музыкой, будет учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, знать специфику воздействия музыки на ребенка" [13;44]. Т.е. знание воз ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru