Анализ правовых актов и других нормативных документов позволяет сформулировать следующие характеристики профессионального образования в Российской Федерации.
Долгое время в нашей стране существовало четкое разделение профессионального образования на среднее, которое осуществлялось в техникумах, колледжах, лицеях, и высшее, которое осуществлялось в институтах и университетах. Подобный подход с момента принятия Россией Болонского соглашения постепенно упраздняется.
С 2007 года высшее профессиональное образование в России осуществляется на следующих уровнях:
высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификацию (степени) «бакалавр» - бакалавриат;
высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификацию (степень) «специалист» или квалификацию (степень) «магистр» - подготовка специалиста или магистратура.
Обучение по программам бакалавриата проходит в течение четырех лет, программам специалитета – не менее пяти лет, программам магистратуры – два года.
Средние профессиональные заведения планируется подвести под формат прикладного бакалавриата с целью сведения в единую систему профессионального образования разрозненные образовательные программы и учреждения.
Помимо разделения на уровни вступление России в Болонское соглашение принесло систему кредитно-рейтинговой оценки, возможность интеграции в единое европейское образовательное пространство. Кредитно-рейтинговая система оценки предполагает выделение кредита как единицы оценки успешности освоения образовательной программы и подсчет рейтинга среди всех студентов, обучающихся по данной программе.
Болонское соглашение также предполагает возможность беспрепятственного перехода студента из одного учебного заведения в другое по всей территории Европы благодаря единой системе оценки образовательных программ и собственно схожего ранжирования кредитной «нагрузки» каждого образовательного курса.
Необходимо заметить, что вступление России в Болонское соглашение оценивается многими педагогами крайне неоднозначно. Так практически невозможно перестроить по Болонским принципам славящуюся на весь мир отечественную систему подготовки медицинских работников. Определенные трудности возникают и при подготовке специалистов в области культуры и искусства. В этой сфере огромное значение имеет профессионализм отдельно взятого педагога и складывающиеся в течение долгих лет традиции подготовки в конкретном учреждении. Годами складывающийся опыт просто так не переведешь в зачетные единицы и не разделишь на универсальные учебные курсы. Между тем, процесс реформирования не остановим и переход на систему «бакалавриат+магистратура» неизбежен. И всем учебным заведениям приходится подстраиваться под данные тенденции. Так, к примеру, довольно успешно ведет подготовку бакалавров и магистров «Российская академия русского балета имени А.Я. Вагановой».
Еще одной характерной чертой современного профессионального образования в России, неоднократно упоминавшейся в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года», в «Программе развития российского образования на 2010-1015 гг», является ориентация на практику как основной инструмент профессиональной подготовки. Долгое время российская система образования была чересчур перегружена фундаментальными знаниями, абсолютно бесполезными для специалиста в реальной жизни: «Российское фундаментальное образование, пишет Ялалов Ф., создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования несколько десятилетий строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «знания – умения – навыки», причем основное внимание уделялось усвоению знаний» [34, C.90].
В последнее же время происходит пересмотр образовательного содержания, уход от излишней теоретизации, создание больших возможностей для прохождения студентами практики в реальной профессиональной деятельности.
В указанных выше документах закреплено понятия «компетентность», как базовая единица измерения качества образования.
В Глоссарии терминов рынка труда Европейского фонда образования компетенция определяется как:
способность делать что-либо хорошо или эффективно;
соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
способность выполнять особые трудовые функции.
Ивановой Т.В. компетентность рассматривается как «…самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» [15, C.17].
Художественное произведение как первичный объект историко-литературного
изучения
Историческая жизнь литературы не есть, конечно, ряд отдельных произведений: она являет не рядоположение замкнутых в себе произведений, а единство развития и борьбы идей, историческое, закономерное и стадиальное проявление развития общества в идейно-художественном словесном выражении. Но объективное ...
Технология использования аутентичных материалов при обучении аудированию на
старшем этапе
В силу ряда объективных причин, указанных в первой части данной работы, использование аутентичных материалов на старшем этапе обучения аудированию не только эффективно, но и необходимо. Несмотря на это, использование аутентичных материалов в практической деятельности очень ограничено. Здесь можно в ...
Метод показа
Метод показа (анализа) - важный экскурсионный метод. Ведь весь смысл выхода за пределы класса, школы и заключается в том, чтобы учащиеся приобрели знания в ходе наблюдения объектов, расположенных в естественной обстановке или собранных в залах музея. У школьников, особенно младших классов, развито ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.