В дальнейшем в самом общем виде охарактеризуем содержание профессиональной подготовки будущего артиста балета в учебных заведениях России.
Как уже было отмечено, обучение балетному искусству начинается с десяти лет в балетных школах. Н.И. Тарасов, задавая вопрос, с какого возраста надо начинать обучение классическому танцу: « .познавать его выразительные средства, его язык, которым, конечно, будущий артист балета должен овладеть технически совершенно, виртуозно, художественно свободно, гибко и музыкально», сам же и отвечал: «Можно смело утверждать, что для будущего артиста балетного театра начинать осваивать школу классического танца необходимо с девяти-десятилетнего возраста… Упущенные детские годы, как начальный период обучения будущего танцовщика, непременно в чем-то и где-то скажутся в его исполнительском искусстве как некая теневая и не до конца раскрытая сторона» [30, C. 117].
Не менее важно, что «детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке и танцу. Именно детство – время огромной эмоциональной насыщенности, впечатляемости, мечты и активности действий» [там же], что в обучении артиста балета играет не последнюю роль, особенно в период начального обучения, когда надо заинтересовать ребенка, разволновать и увлечь его душу и творчески пытливо начать ее развивать.
«Все начинается с простых вещей, - пишет Е.А. Меньшикова. Движения, которые ежедневно оттачиваются на уроке и которые кажутся скучными и нетанцевальными, будучи включены в текст хореографической композиции, воспринимаются детьми уже как неотъемлемая часть танца… чем раньше возникает возможность сложить буквы балетного алфавита в слова… тем органичнее будет существование на сцене» [21, C. 91]. На начальной ступени автор предлагает обращать внимание на физическую подготовку ребенка, на развитие пластичности, чувства ритма: «… не обучив детей первоначальным элементам хореографической грамоты, нельзя учить их танцам, иначе преподавание теряет всякий смысл» [21, C. 93].
Особое внимание следует уделять воспитанию терпеливости, дисциплинированности, привитию любви к музыке, искусству. «На уроке надо вырабатывать волю, характер, дисциплину, - пишет Н.М. Дудинская» [13, C. 27]. Также упор делается на развитие воображения, памяти, внимания, восприятия, эмоциональности.
Обучение проводится по следующим дисциплинам: ритмика, гимнастика, хореография, танец, общешкольные дисциплины. Занятия проводятся в группах по 10-12 человек.
Следует отметить, что ученики балетных школ с раннего возраста включаются в профессиональную деятельность, принимают участие в постановках. «Вечер всегда начинался с класс-концерта… Каждая танцовщица имела один или два сольных номера, которые я подбирала соответственно их индивидуальности и подготовленности», - пишет Н.М. Дудинская. Выбор тематики постановок обусловлен особенностями развития детей в конкретном возрастном периоде: «Для детей каждого возраста свои танцы. Младшие танцуют «Польку», «Полонез». Средние – «Гуси», «Рок-н-рол», старшие – «Салют победы». «Постановки должны соответствовать возрасту и уровню развития детей, они должны быть понятны им, тогда их поймет и примет зритель» [13, C. 29].
Обучение в хореографических училищах ведется от пяти до восьми лет. Отбор в данные заведения, как и в балетные школы достаточно строг. Предъявляются жесткие требования к физической готовности, здоровью ребенка, уровню его интеллектуального и психоэмоционального развития. Экзамены в училище проходят в три этапа:
- проверка профессиональных данных, особенности телосложения (внешние данные) - сложение пропорций, сценичность, выворотность, подъем, шаг, прыжок, гибкость;
- медицинская комиссия – зрение, слух, внутренние органы, нервная система, аппарат. Тестирование по русскому языку;
- художественная комиссия – музыкально-ритмические данные: ритм, слух, память; профессиональные данные, танец.
Основными методами и средствами обучения выступают (на примере ООП, используемой в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой):
- лекция;
- семинар;
- самостоятельная работа;
- консультация;
- практическое занятие;
- эссе;
- экскурсия;
- учебная и производственная практика;
- курсовая работа;
- выпускная работа.
Среди базовых дисциплин в хореографических училищах: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, джаз, степ, ритмика, гимнастика, актерское мастерство, грим, иностранные языки, история театра, музыки, изобразительного искусства, музыкальная грамота, философия, основы права, экономики, социологии, анатомия и др.
Основную роль в подготовке артиста балета играет классический танец. «Он обеспечивает воспитание тела в движении, которое может служить подспорьем в любом танцевальном решении» [16, C. 123].
Профессионально-техническое образование после Великой
Отечественной войны в СССР
Государственная система профессионально-технического образования на различных этапах коммунистического строительства видоизменялась в соответствии с новыми экономическими задачами. Основной задачей первой послевоенной пятилетки было восстановление хозяйства районов, подвергшихся оккупации, достижен ...
Социально-педагогические аспекты организации
самоуправленческой деятельности учащихся в процессе ПО
Социальный аспект формирования у будущих рабочих опыта организационно-управленческих отношений располагается в социальном заказе нашего общества на личность труженика, готового и способного наряду с выполнением производственных функций участвовать в управлении производственными и общественными дела ...
Уровни восприятия литературного
произведения
По различию читательских установок и читательского мастерства можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения, которые и следует учитывать при преподавании литературы. Первый уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.