Информация о педагогике » Условия становления профессионализма артиста балета » Тенденции современной системы хореографического образования

Тенденции современной системы хореографического образования

Страница 3

В дальнейшем в самом общем виде охарактеризуем содержание профессиональной подготовки будущего артиста балета в учебных заведениях России.

Как уже было отмечено, обучение балетному искусству начинается с десяти лет в балетных школах. Н.И. Тарасов, задавая вопрос, с какого возраста надо начинать обучение классическому танцу: « .познавать его выразительные средства, его язык, которым, конечно, будущий артист балета должен овладеть технически совершенно, виртуозно, художественно свободно, гибко и музыкально», сам же и отвечал: «Можно смело утверждать, что для будущего артиста балетного театра начинать осваивать школу классического танца необходимо с девяти-десятилетнего возраста… Упущенные детские годы, как начальный период обучения будущего танцовщика, непременно в чем-то и где-то скажутся в его исполнительском искусстве как некая теневая и не до конца раскрытая сторона» [30, C. 117].

Не менее важно, что «детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке и танцу. Именно детство – время огромной эмоциональной насыщенности, впечатляемости, мечты и активности действий» [там же], что в обучении артиста балета играет не последнюю роль, особенно в период начального обучения, когда надо заинтересовать ребенка, разволновать и увлечь его душу и творчески пытливо начать ее развивать.

«Все начинается с простых вещей, - пишет Е.А. Меньшикова. Движения, которые ежедневно оттачиваются на уроке и которые кажутся скучными и нетанцевальными, будучи включены в текст хореографической композиции, воспринимаются детьми уже как неотъемлемая часть танца… чем раньше возникает возможность сложить буквы балетного алфавита в слова… тем органичнее будет существование на сцене» [21, C. 91]. На начальной ступени автор предлагает обращать внимание на физическую подготовку ребенка, на развитие пластичности, чувства ритма: «… не обучив детей первоначальным элементам хореографической грамоты, нельзя учить их танцам, иначе преподавание теряет всякий смысл» [21, C. 93].

Особое внимание следует уделять воспитанию терпеливости, дисциплинированности, привитию любви к музыке, искусству. «На уроке надо вырабатывать волю, характер, дисциплину, - пишет Н.М. Дудинская» [13, C. 27]. Также упор делается на развитие воображения, памяти, внимания, восприятия, эмоциональности.

Обучение проводится по следующим дисциплинам: ритмика, гимнастика, хореография, танец, общешкольные дисциплины. Занятия проводятся в группах по 10-12 человек.

Следует отметить, что ученики балетных школ с раннего возраста включаются в профессиональную деятельность, принимают участие в постановках. «Вечер всегда начинался с класс-концерта… Каждая танцовщица имела один или два сольных номера, которые я подбирала соответственно их индивидуальности и подготовленности», - пишет Н.М. Дудинская. Выбор тематики постановок обусловлен особенностями развития детей в конкретном возрастном периоде: «Для детей каждого возраста свои танцы. Младшие танцуют «Польку», «Полонез». Средние – «Гуси», «Рок-н-рол», старшие – «Салют победы». «Постановки должны соответствовать возрасту и уровню развития детей, они должны быть понятны им, тогда их поймет и примет зритель» [13, C. 29].

Обучение в хореографических училищах ведется от пяти до восьми лет. Отбор в данные заведения, как и в балетные школы достаточно строг. Предъявляются жесткие требования к физической готовности, здоровью ребенка, уровню его интеллектуального и психоэмоционального развития. Экзамены в училище проходят в три этапа:

- проверка профессиональных данных, особенности телосложения (внешние данные) - сложение пропорций, сценичность, выворотность, подъем, шаг, прыжок, гибкость;

- медицинская комиссия – зрение, слух, внутренние органы, нервная система, аппарат. Тестирование по русскому языку;

- художественная комиссия – музыкально-ритмические данные: ритм, слух, память; профессиональные данные, танец.

Основными методами и средствами обучения выступают (на примере ООП, используемой в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой):

- лекция;

- семинар;

- самостоятельная работа;

- консультация;

- практическое занятие;

- эссе;

- экскурсия;

- учебная и производственная практика;

- курсовая работа;

- выпускная работа.

Среди базовых дисциплин в хореографических училищах: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, джаз, степ, ритмика, гимнастика, актерское мастерство, грим, иностранные языки, история театра, музыки, изобразительного искусства, музыкальная грамота, философия, основы права, экономики, социологии, анатомия и др.

Основную роль в подготовке артиста балета играет классический танец. «Он обеспечивает воспитание тела в движении, которое может служить подспорьем в любом танцевальном решении» [16, C. 123].

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Возрастные особенности музыкального развития старших дошкольников
"Музыкальное образование дошкольников может быть успешным лишь в том случае, если педагог, организующий процесс взаимодействия ребенка с музыкой, будет учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, знать специфику воздействия музыки на ребенка" [13;44]. Т.е. знание воз ...

Количественные характеристики заданий по отдельным темам и уровням
Всего в учебнике содержится 4086 заданий, соответствующих общему перечню контролируемых вопросов содержания. Количество заданий уровня В, в среднем, в два раза больше, чем заданий уровня А. В разделе «Выражения и преобразования» содержится 18% от общего количества заданий. Но не надо забывать, что ...

Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась нова ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru