Информация о педагогике » Особенности преподавания психологии студентам инженерных специальностей » Проектирование курса психологии для студентов инженерных специальностей

Проектирование курса психологии для студентов инженерных специальностей

Страница 2

Можно предположить, что технический склад ума студентов инженерных специальностей определяет бедность их устной речи, неумение «говорить», либо в прошлом опыте учения это умение не было достаточно сформировано, либо к 6 семестру, когда изучается психология, у студентов уже сложилась устойчивая система учения, ориентированная «на зачет». Они научились минимизировать свои умения для решения учебной задачи, и склонны к манипулированию преподавателем, задавая массу вопросов.

По стилю учебной деятельности можно выделить две полярные группы студентов, которых можно условно назвать «автономными» и «зависимыми» (38, с. 356)

«Автономные» проявляют в учебной деятельности такие качества, как: настойчивость, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы и т.д. Для «зависимых» же характерно то, что у них эти качества практически не обнаруживаются. Диагностика по методике Г.С. Прыгина показала, что большинство студентов в отличие от школьников (24%-данные А.А. Реана) относятся к «автономным» (55%).

Отсюда можно заключить, что резерв в активизации деятельности студентов на занятиях есть и нужно продумать как его использовать.

Популярность психологии в учебных заведениях сильно возросла за последние 10 лет, и не из-за прогресса в психологических исследованиях, а в силу того, что многие студенты надеются найти в психологии структуру, представления, теории и перспективы, которые будут способствовать их собственному развитию и помогут им приспосабливаться к быстро меняющемуся, многоликому обществу (46, с. 7).

Практика показывает, что студенты готовы осваивать сложный интеллектуальный материал, если он имеет отношение к их собственным личным заботам.

По мнению студентов (данные опроса) знания психологии помогают уже сейчас и помогут им в будущем « в воспитании детей», «в общении с противоположным полом», что с помощью психологии «можно узнать человека и выработать тактику и стратегию взаимодействия».

На вопрос: «Были ли ситуации, в которых вы использовали знания полученные при изучении курса психологии?» практически все студенты отвечают «Да», а если «нет», то «обязательно будут».

«Я определила характер человека, и стала снисходительнее, спокойнее к нему относится».

«У меня практика по психологии проходит на младшей сестре – сейчас у нее подростковый возраст и пройденный курс мне помогает с ней безболезненно общаться».

«В споре с товарищем, у которого как я определил - завышена самооценка».

«Помог в конфликтной ситуации. Я поступила так: я представила себя на месте этого человека и поделилась своими мыслями с ним. И мы поняли друг друга».

«Выяснила свой характер, и что с этим делать ».

По мнению студентов психология помогла «лучше мыслить», «понимать все в осмысленном масштабе», т.е. через призму приобретенного психологического знания.

Любого человека ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других людей (искать взаимопонимание, обучать, руководить). Не менее важно также хорошее регулирование своего внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе. Задачи такого рода не решимы без учета факторов, закономерностей душевной деятельности (психики), поэтому интерес к психологии, стремление ее изучать, убеждение в необходимости такого курса даже в технических вузах, по мнению студентов – вполне оправдано.

Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта, имеет тенденцию к расширению за счет введения все новых и новых предметов. Например, «Культурологии», «Русского языка и культуры речи» , «Психологии и педагогики» и др. Такая гуманитаризация образовательного пространства вузовской среды с одной стороны созвучна тем изменениям в обществе, когда человеческий фактор приобретает приоритетную ценность, но с другой стороны возникает вопрос: не засоряем ли мы, например, лишней психологической премудростью профессиональное образование. То, что гуманитарные предметы необходимы студентам инженерных специальностей, подтверждают сами студенты - потребность в психологических знаниях для них актуальна. Поэтому если принять как данность (Государственный стандарт) и потребность (мнение студентов) курса психологии, необходимо разрабатывать действенные, эффективные учебные программы этого предмета, которые в условиях дефицита учебного времени были бы максимально полезны и продуктивны.

В качестве примерной программы курса психологии предлагается программа, разработанная под руководством А.А. Вербицкого, член-корреспондента РАО, доктора психологических наук и рекомендованная отделением психологии УМО университетов РФ для практического использования преподавателям, в частности, аграрного университета.

В названной программе достаточно четко прописан организационно-методический раздел, в котором определены цели и задачи курса, место в системе социогуманитарного образования и требования к уровню освоения содержания курса. Психология представлена первыми тремя разделами : Человек и его познание; Чувственное и рациональное познание; Общее и индивидуальное в психике, еще два раздела касаются предмета педагогики.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
Под информационной технологией в общем смысле обычно понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельн ...

Формирование познавательного интереса как психолого-педагогическая проблема
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в ...

Речевой этикет в современной школе
речевой этикет школьник урок Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся. 1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено, но из акустического пото ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru