Процесс стихийного распределения ролей в коллективе может не совпадать с официально утвержденным их распределением в организационной структуре взаимодействия. Это приводит к социально-психологическим трудностям в межличностных отношениях, что сказывается и на состоянии социально-психологического климата коллектива.
Процесс взаимного познания людьми друг друга в коллективе совершается одновременно с другими видами и формами человеческой деятельности. Он имеет большое практическое значение, так как выполняет регулятивную функцию в социально-психологическом климате коллектива.
Межличностные отношения в условиях коллективной деятельности приобретают значения факторов, воздействующих на поведение людей. В этом заключен педагогический потенциал коллектива в целом и каждой отдельной личности. Вот почему межличностные отношения выступают как фактор формирования и развития личности в коллективе.
В структуре взаимоотношений следует выделить моральные взаимоотношения, которые формируются на основе синтеза нравственных отношений и психологических взаимосвязей. Они отражают психологические установки, касающиеся этической стороны поведения людей в коллективе. Они зависят от таких качеств личности, как доброта, отзывчивость, заботливость, равнодушие. Проявление моральных отношений в большей степени произвольно и в них индивидуально-психологические особенности личности сказываются сильнее, чем в производственных и правовых.
Нравственные взаимоотношения возникают в результате синтеза всех общественных отношений и их реальных проявлений в межличностном взаимодействии. В них фиксируется оценка реальных отношений и поведения человека в коллективе с точки зрения соблюдения им принципов гуманизма. Проявляются эти взаимоотношения в виде таких качеств личности, как справедливость, честность, порядочность.
Взаимоотношения –
это встречные межличностные отношения, в которых синтезируется вся совокупность общественных отношений с реальными формами взаимодействия, взаимосвязи, взаимопознания, взаимопроявления, взаимовлияния. В них отчетливо выступают самые разнообразные социально-психологические феномены: сотрудничество – соперничество, симпатии – антипатии, согласие – несогласие, любовь – ненависть и другие, характеризующие состояние личностных взаимоотношений в коллективе. В этих взаимоотношениях реализуются в единстве все формы взаимодействия человека с человеком.
Взаимоотношения представляют собой сложнейшие образования, возникающие как следствие самосознания личности, представленного в социально-психологических формах взаимодействия человека с окружающими людьми. Совокупность взаимоотношений, преобладающих в том или ином коллективе, образуют структуру его социально-психологического климата.
Формы проявления социально-психологического климата в коллективе:
Социально-психологический климат формируется в процессе совместной деятельности людей и проявляется в их поведении, произвольных и непроизвольных друг на друга, в способах общения. Социально-психологический климат является результатом отражения материальных, организационно-управленческих, психологических условий в совместной деятельности и сознательном отношении людей друг к другу.
Уровень конфликтности в коллективе зависит от степени согласия между его членами по вопросам совместной деятельности. Согласие предполагает взаимное принятие мнений, поддержку позиций других членов коллектива по отношению к общим объектам взаимодействия, наличие единых способов взаимодействия и целей деятельности. Оно служит ярким показателем благоприятного состояния социально-психологического климата и является предпосылкой сплоченности людей.
Сплоченность характеризует меру внутреннего единства коллектива и способность противостоять внешним воздействиям. Она выражает стремление каждого следовать целям деятельности всего коллектива.
Выявление уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего
дошкольного возраста
Для выявления уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста об аквариумных рыбках. Для реализации ц ...
Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся
Формировать мышление лучше всего в ходе решения задач, когда учащийся сам наталкивается на проблемы и вопросы, формулирует их и находит ответы и решения, преодолевая возникающие трудности. Задача учителя — подготовить ученика к этому, научить его приемам умственной деятельности. Графический редакто ...
Опорные конспекты как один из способов реализации
принципа системности и систематичности при изучении химии в средней
общеобразовательной школе
Одним из приемов реализации принципов обучения, в частности принципа системности и последовательности, является так называемая система В. Ф. Шаталова, в основу которой положены опорные конспекты (схемы, сигналы). Примером таких сигналов по химии могут быть опорные схемы, разработанные И.И. Супоницк ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.