Информация о педагогике » Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления » Внешняя и внутренняя организационная структура коллектива ПТУ

Внешняя и внутренняя организационная структура коллектива ПТУ

Страница 2

Следует отметить характерные особенности социально-психологического климата: во-первых, это одна из сторон жизнедеятельности людей; во-вторых, он неодинаков в разных коллективах; в-третьих, он по-разному влияет на членов коллектива; в-четвертых, его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей.

Это понятие используется для определения отношений членов коллектива друг с другом как психологических условий жизнедеятельности. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе; он складывается тогда, самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива. Кроме того понятием «социально-психологический» климат обозначают систему отношений членов коллектива друг с другом, которая включает не только психические реакции, но и общественные отношения людей. Те и другие составляют содержание межличностных отношений в коллективе. Межличностные отношения в коллективе не являются зеркальным отношением общественных отношений, хотя определяют развитие и формирование первых. Те и другие отношения могут иметь относительную независимость.

Это значит, что содержательная характеристика социально-психологического климата коллектива определяется состоянием взаимоотношений его членов.

При рассмотрении аналогии социально-психических явлений с климатом, во-первых, раскрывается значение групповых эффектов как условия межличностного взаимодействия в коллективе, определяющего обратное влияние межличностных отношений на совместную предметно-практическую деятельность людей. Влияние социально-психологического климата на практическую сторону жизнедеятельности членов коллектива обеспечивается активностью их сознания, которая проявляется в регулятивной функции психики. Регулятивная роль социально-психологического климата определяет его практическое значение в жизнедеятельности коллектива.

Во-вторых, социально-психологический климат характеризуется как состояние межличностных отношений, что предполагает их изменчивость. Динамика изменений социально-психологического климата обусловлена в 1-ю очередь материально-техническими и организационно-управленческими условиями предметно-практической деятельности людей и во 2-ю очередь – отражением и пониманием межличностных отношений как взаимоотношений.

Члены коллектива как личности социально-психологического климата определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими процессами. Психологические способности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, тем самым влияя на взаимоотношения в коллективе. Индивидуально-психологические особенности людей проявляются в межличностных отношениях.

При более глубоких и тесных взаимосвязях людей в процессе совместной деятельности в коллективе именно взаимодополнение психологических качеств может стать важным условием формирования положительных отношений, улучшения социально-психологического климата.

Индивидуально-психологические факторы в процессе совместной деятельности преобразуются под воздействием межличностных отношений и взаимоотношений, превращаясь из детерминант социально-психологического климата в его продукт в виде измененных свойств личности.

Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требуют от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения и оказывают активное влияние на формирование черт его характера.

В отношения взаимовлияния включаются и оценки восприятия людьми друг друга. В процессе общения каждый человек, оценивая другого, начинает относится к нему с позиции этих оценок, независимо от того, адекватны они или нет. Человек же, испытывающий на себе влияние оценок его многими людьми, стремится обрести и сохранить определенное равновесие во взаимоотношениях с окружающими. Поэтому человек ведет себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему «подсказывают» своим отношением к нему, оценками его другими людьми. При ошибочном отрицательном мнении окружающих о человеке он оказывается либо в конфликте с самим собой, если принимает «навязываемую» ему модель поведения, но не одобряет ее, либо в конфликте с окружающими, если ее не принимает.

В результате многочисленных исследований взаимоотношений в коллективе было установлено, что при положительном их развитии повышается производительность труда, снижается текучесть рабочей силы, уменьшается острота конфликтов, повышается эффективность руководства людьми, улучшается общее психологическое самочувствие членов коллектива.

Взаимоотношения оказывают разностороннее воздействие на членов коллектива, приводя индивидуальные формы их поведения и деятельности в соответствии с принятыми в коллективе нормами. Этот процесс предполагает знание членами коллектива друг друга, их общественно-трудовой и индивидуально-личностной взаимосвязей. Эти знания включаются в процессы регуляции межличностных отношений в коллективе. В них отражается понимание общественных и индивидуальных целей совместной деятельности, возможностей их достижения при тех или иных условиях и взаимоотношениях в коллективе.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Методические рекомендации по разработке и применению кейс-методов
При разработке кейса можно выделить основные этапы создания кейсов: 1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление ...

Подходы к изучению понятия «функция»
Выделяют два подхода к введению определения понятия функции: Генетический подход. Логический подход. Генетическая трактовка понятия функции основана на разработке и методическом освоении основных черт, вошедших в понятие функции примерно до середины XIX века. Наиболее существенными понятиями, котор ...

Исследование диагностических методик развития речи слабослышащих детей 3-4 лет
Развитие речи у детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте и позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Одними из наиболее значимых при исследовании развития речи слабослышащих детей яв ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru