учащихся в тех случаях,когда объект экскурсии является.опорой гананий по историиЗНет. пожалуйТ ' нм- одной экскурсии, в которой в той или иной мере не сообщались экскурсоводомопосредованные сведения. Например, в музейных экскурсиях по живописи, скульптуре или архитектуре, помимо анализа произведений искусства, экскурсанты воспринимают словесные пояснения экскурсовода об исторической эпохе, биографии мастера и т. п. При наблюдении экспонатов, обнаруженных во время археологических раскопок, они знакомятся с историей находок и работой археологов по их изучению. Однако наиболее широко применяется слово как источник знаний в экскурсиях по памятным местам исторических событий и явлений. |
Рассмотрим способы организации познавательной деятельности учащихся в тех случаях, когда объектом экскурсии являются музейные экспонаты. В музейных экскурсиях по живописи, скульптуре или архитектуре, помимо анализа произведений искусства, экскурсанты воспринимают словесные пояснения экскурсовода об исторической эпохе, биографии мастера и т. п.
Во время таких экскурсий учитель-экскурсовод излагает исторические сведения, которые непосредственно не могут быть восприняты учениками, но обязательно увязаны с наглядными объектами. Данный способ организации познавательной деятельности заключается в том, что, наблюдая внешний облик экспоната, ученики воспринимают связанные с ним исторические сведения о прошедших событиях от экскурсовода в готовом виде. Этот способ имеет различные варианты, существенно меняющие познавательную деятельность учеников.[5, c. 161]
Важное значение при проведении экскурсии в музее играет расстановка группы. На экскурсии необходимо расставить группу так, чтобы учащимся были видны экспонаты и сам экскурсовод. Учитель-экскурсовод должен следить за тем, чтобы, во-первых, все им показываемое смогли бы наблюдать учащиеся, во-вторых, учитель должен видеть не только объект, но и учеников. Такое построение имеет форму полуовала. Наиболее частой ошибкой является образование кольца из участников экскурсии с учителем-экскурсоводом в центре, из которого учителю трудно показывать объект, а ученикам, его обозревать. В таком положении учитель не может видеть многих учащихся, а последние — учителя, из-за чего нарушается контакт между ними. Но если группа будет насчитывать более 40 учащихся, то даже правильная расстановка группы, как правило, не дает положительного результата. Школьники, плохо воспринимающие сообщения учителя и его жесты, будут пытаться занять лучшие места, а убедившись в безнадежности свода попыток, станут осматривать объекты экскурсии самостоятельно. Лучше всего экскурсии проводить о группой, насчитывающей не более 20—25 человек.[3, c. 207]
При правильной организации методики экскурсии школьники учатся наблюдать и осмысливать исторический материал. От экспозиции к экспозиции они увереннее, смелее и активнее отвечают на вопросы учителя. Если при этом вначале ответы учеников будут не совсем точными, неполными и даже порой неверными, то учитель всегда сумеет поправить и дополнить ответы. Важно побудить их к активному восприятию и осмысливанию материала, вызвать у них интерес и активность, создать творческую атмосферу коллективной работы. Только на этой основе возможна на экскурсии продуктивная учебно-воспитательная работа.[11, c. 206]
Концепция университета
Средневековый университет несомненно был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н. э.), школа права в Бейруте (3-6 вв.), императорский уни ...
Требования к играм
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В ...
Организация свободной школы
Толстой изложил свои мысли об организации свободной школы в письме к П.И. Бирюкову в 1901г. По его мнению, образование есть ничто иное, как передача того, что думали самые умные люди. Умные же люди думали всегда в трех разных направлениях: философски и религиозно о значении своей жизни - религия и ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.