Прием демонстрации экспозиционного материала широко применяется учителем в музее. Демонстрация обычно предполагает наличие сравнительно большого количества материала для наблюдения, как правило, многопланового по своему содержанию, но связанного единой подтемой. Это позволяет учителю сосредоточить внимание учащихся на существенных сторонах исторического явления, события. Нельзя согласиться с высказываемым иногда мнением, что прием демонстрации прост и легок для экскурсовода, что он влечет за собой полную пассивность экскурсантов. Этот прием кажется простым и легким лишь на первый взгляд. Обилие материала и быстрота его демонстрации , требуют от экскурсовода большой, вдумчивой подготовительной работы. Он должен обдумать, как правильно и наиболее эффективно показать экспонаты, на каких свойствах, особенностях, сторонах заострить внимание учащихся, побудить их разглядывать и обдумывать зрительный материал.[9, c. 117]
При анализе экспонатов целесообразно использовать прием зрительной реконструкции (воссоздания) вида объекта. В музее Великой Отечественной войны, например, учитель посредством слова, демонстрации одежды и оружия солдата воссоздаёт образ красноармейца. Подобная реконструкция образа требует достаточного количества экспонатов и наиболее эффективна для учащихся V—VII классов. Этот прием используется, когда учителю на экскурсии необходимо во всех подробностях воссоздать определённый исторический образ, событие или явление. В ходе анализа он побуждает учащихся мысленно что-то добавить или убрать. Нередко мысленное воссоздание ведется с помощью наглядного пособия.
Целесообразно использовать сравнения на экскурсии при анализе экспонатов. К.Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить (если бы такой предмет был возможен), то мы не могли бы составить на этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова». Высокую оценку сравнения в познании действительности дает психология: «Только сравнивая предметы и явления друг с другом, человек получает возможность правильно ориентироваться в окружающем мире, реагировать одинаково на сходное в предметах и действовать различно в зависимости от различий, какие имеются в них».[18, c. 138]
В некоторых случаях весь характер исторической экскурсии в музее может строится по принципу сравнения. Примером может послужить урок-экскурсия в музее ВОВ. Например, говоря о вкладе народов СССР в разгром фашизма, целесообразно предоставить на обозрение учащихся таблицу показывающую материальные и человеческие потери СССР и союзников. Данная таблица развеет распространённый миф о том, что решающую роль в разгроме гитлеровцев отыграли США и страны Западной Европы, посредством открытия второго фронта.
Таким образом посредством проведения урока-экскурсии в музее школьники учатся на основании увиденных ими экспонатов более подробно воссоздавать картину прошлого, анализировать и сопоставлять исторические явления и события, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению исторических знаний.
Гендерные различия как одно из направлений
социального развития
Все окружающие ребенка люди - родители, воспитательницы, учителя - желают ему только добра. Однако мы не всегда задумываемся о том, что делаем, каковы могут быть отдаленные последствия нашего поведения для ребенка. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда мы опираемся на устоявшиеся представл ...
Цели место и изучения
функциональной линии
Ни одно из других понятий не отражает явлений реальной действительности с такой непосредственностью и конкретностью, как понятие функциональной зависимости. Ученик буквально на каждом шагу встречается с разными применениями функциональной зависимости, в том числе изображённой в виде графиков и диаг ...
Разработка урока литературы в современной школе
Урок литературы в 9 классе на тему: «Повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. Попытка современного прочтения произведения» Цели: Обучающие: 1) анализ произведения в единстве содержания и формы (раскрытие замысла автора и его воплощение, проблематики и идейного содержания произведения; анализ системы о ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.