Урок-экскурсия в историческом музее

Страница 2

Прием демонстрации экспозиционного материала широко применяется учителем в музее. Демонстрация обычно предполагает наличие сравнительно большого количества материала для наблюдения, как правило, многопланового по своему содержанию, но связанного единой подтемой. Это позволяет учителю сосредоточить внимание учащихся на существенных сторонах исторического явления, события. Нельзя согласиться с высказываемым иногда мнением, что прием демонстрации прост и легок для экскурсовода, что он влечет за собой полную пассивность экскурсантов. Этот прием кажется простым и легким лишь на первый взгляд. Обилие материала и быстрота его демонстрации , требуют от экскурсовода большой, вдумчивой подготовительной работы. Он должен обдумать, как правильно и наиболее эффективно показать экспонаты, на каких свойствах, особенностях, сторонах заострить внимание учащихся, побудить их разглядывать и обдумывать зрительный материал.[9, c. 117]

При анализе экспонатов целесообразно использовать прием зрительной реконструкции (воссоздания) вида объекта. В музее Великой Отечественной войны, например, учитель посредством слова, демонстрации одежды и оружия солдата воссоздаёт образ красноармейца. Подобная реконструкция образа требует достаточного количества экспонатов и наиболее эффективна для учащихся V—VII классов. Этот прием используется, когда учителю на экскурсии необходимо во всех подробностях воссоздать определённый исторический образ, событие или явление. В ходе анализа он побуждает учащихся мысленно что-то добавить или убрать. Нередко мысленное воссоздание ведется с помощью наглядного пособия.

Целесообразно использовать сравнения на экскурсии при анализе экспонатов. К.Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить (если бы такой предмет был возможен), то мы не могли бы составить на этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова». Высокую оценку сравнения в познании действительности дает психология: «Только сравнивая предметы и явления друг с другом, человек получает возможность правильно ориентироваться в окружающем мире, реагировать одинаково на сходное в предметах и действовать различно в зависимости от различий, какие имеются в них».[18, c. 138]

В некоторых случаях весь характер исторической экскурсии в музее может строится по принципу сравнения. Примером может послужить урок-экскурсия в музее ВОВ. Например, говоря о вкладе народов СССР в разгром фашизма, целесообразно предоставить на обозрение учащихся таблицу показывающую материальные и человеческие потери СССР и союзников. Данная таблица развеет распространённый миф о том, что решающую роль в разгроме гитлеровцев отыграли США и страны Западной Европы, посредством открытия второго фронта.

Таким образом посредством проведения урока-экскурсии в музее школьники учатся на основании увиденных ими экспонатов более подробно воссоздавать картину прошлого, анализировать и сопоставлять исторические явления и события, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению исторических знаний.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Выбор методов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов
Процесс научного исследования начинается с возникновения идеи, связывающей все его структурные элементы и определяющей порядок выполнения работы, который зависит от вида исследования. В целом все авторы отмечают общую последовательность его выполнения: 1. Выбор темы исследования, установление пробл ...

Консультационные услуги института безопасности предпринимательства
Консультационные услуги Института безопасности предпринимательства представлены следующими направлениями: 1. Информационно - аналитическое сопровождение предпринимательской деятельности в вопросах обеспечения безопасности. 2. Организация систем безопасности коммерческих и промышленных предприятий. ...

Освоение культурологического образа на второй стадии культурологической драматизации
Освоение культурологического образа школьниками среднего и старшего возраста имеет свои особенности. Прежде всего, их социокультурное и кросскультурное пространство качественно изменилось. Изменился и сам способ освоения культурологического образа. 2 КО теперь не только устный результат воображения ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru