Информация о педагогике » Способы реализации приёма системности и систематичности на уроках химии » Опорные конспекты как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии в средней общеобразовательной школе

Опорные конспекты как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии в средней общеобразовательной школе

Страница 3

Форма «каркаса», данная учителем, может быть изменена учащимися в ходе работы. Конкретное содержание каждой части темы изображается при помощи особых приемов, предлагаемых учителем или детьми. Это могут быть рисунки, схемы, текст, цифры. Основное требование к изображаемой информации ─ понятность, ёмкость, образность, компактность.

Изучая химию, можно использовать фреймы не только при закреплении, но и при изучении нового материала.

2. Блок-схемы

. Для этих опор характерен алгоритмический подход, применяемый в информатике. Существенным отличием блок-схемы от фрейма или опорного конспекта является жесткая структура изображенного материала. То есть при отсутствии хотя бы одного элемента опора теряет свою стройность и красоту из-за разрыва причинно-следственных связей. Блок-схемное представление используется в преподавании практически всех школьных дисциплин.

Блок-схемам свойственны четкость изображаемых понятий, алгоритмическая последовательность частей опоры, взаимосвязь элементов опоры. Дж. Хамблин приводит такие типы блок-схем: «паучок», «генеалогическое древо».

3. Таблично-матричная опора.Применяемые в преподавании математики П.М. Эрдниевым матрицы способствуют закреплению уже изученного материала. Благодаря готовой «сетке» объяснение по опоре не занимает много времени и помогает хорошо усвоить материал. В преподавании естественных наук таблично-матричная опора позволяет показать взаимосвязь и соподчинение понятий. При этом эффект достигается не только при повторении и закреплении материала, но и при систематизации знаний учащихся.

Применение таблично-матричных опор эффективно при объяснении нового материала, когда опора представляется в незавершенном виде или составляется (заполняется) на занятии.

Этот тип опор высоко информативен, дает возможность установить связи между элементами опоры, имеет четкое положение каждого элемента в изображенной опоре.

4. Синтетический опорный конспект.Наиболее часто применяемый тип опор. «Опорный конспект является одним из видов краткой записи и служит средством графического обобщения изучаемого материала». Синтетический опорный конспект является как бы «взглядом с высоты» на крупный раздел изучаемой науки и используется давно.

Опорные конспекты изображаются при помощи опорных сигналов ─ особого языка, разработанного преподавателями и учениками. Опорные сигналы могут быть различными, но общими для них остаются требования ─ простота и образность, что способствует более легкому запоминанию. Основное отличие синтетического опорного конспекта от шаталовских опорных конспектов (простого перевода текста на язык опорных сигналов) в том, что в опорный конспект закладывается яркий образ, главная мысль раздела или темы, а условные знаки наполняют опору конкретным содержанием.

В соответствии с принципом системности и систематичности работу учителя над созданием опорного конспекта можно разделить на три этапа: 1) этап обобщения

; 2) этап укрупнения

; 3) этап фиксирования

созданной структуры содержания.

На первом этапе

происходит осмысление содержания преподаваемого материала: выявляются основные дидактические единицы знаний (понятия, факты, явления, правила, законы и т.п.) и устанавливаются связи (логические, ассоциативные, эмоциональные, формальные) между ними, которые, в свою очередь, являются такими же значимыми дидактическими единицами. Второй этап

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Анализ и проведение эксперимента
Основным способом организации деятельности учащихся на практических является групповая форма работы. Основные этапы: - сообщение темы, цели и задач практикума; - актуализация опорных знании и умении учащихся; - мотивация учебной деятельности учащихся; - ознакомление учеников с инструкцией; - подбор ...

Педагогические условия, направленные на формирование технических умений в процессе продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Определение условий эффективной организации художественно – творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывает интерес исследователей. Само понятие «условия» определяется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [19, 729]. Большинство исследователей, такие как В.И ...

Функции социально-педагогической работы
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Мо ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru