Информация о педагогике » Способы реализации приёма системности и систематичности на уроках химии » Опорные конспекты как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии в средней общеобразовательной школе

Опорные конспекты как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии в средней общеобразовательной школе

Страница 2

Таким образом, при таком подходе получаемые школьниками знания более цельны, требуется меньше времени для усвоения знаний, учитель более творчески овладевает новыми приемами преподавания, по-своему видит структуру содержания учебного материала. А умение ученика по данному символу построить целый рассказ свидетельствует о понимании им изученного учебного материала.

Графические изображения (в том числе символические) укрупненного блока учебной информации (опорного конспекта) имеют разные названия: системные опорные конспекты (Т. Лаврентьева), синтетические конспекты (В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченко), блок-схемы (О. Лисейчиков, М. Чошанов), граф-схемы, матрицы (П.М. Эрдниев), концепты (М.П. Щетинин), «паучки» (Дж. Хамблин), фреймы, логические модели, семантические сети и т.д. Как правило, такие схемы состоят из небольшого количества (7±2) крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти. Причем, подобно законам музыкальной гармонии, существует определенная иерархия этих единиц. Среди них есть своя «тоника», «субдоминанта» и «доминанта» ─ три «устойчивые» единицы во главе с первой обозначенной на рисунке, соответственно буквами «т», «с» и «д», и остальные четыре, названные условно «неустойчивыми». Между этими единицами есть внутренняя зависимость, которую можно изобразить в виде схемы (рис. 2.1.2.)/

неустойчивые

устойчивые

Рис. 2.1.2

В хорошей символической схеме учебный материал «упакован» так, что в устном его озвучивании можно многократно варьировать отдельными частями схемы. Вариативное синонимическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность. При этом должны быть как вербально, так и визуально выделены главные и вспомогательные информационные единицы схемы.

На наш взгляд использование таких видов синтетических опор, как фреймы, блоки-схемы, матрично-табличные опоры, синтетические опорные конспекты, повышает эффект обучения.

Рассмотрим каждый из типов подробно.

1. Фрейм

. От английского слова «frame» ─ каркас, рама. Представляет собой способ организации учебного материала, при котором выстраивается наглядная основа (каркас) конкретного содержания. Фрейм позволяет сформировать умение работать самостоятельно, выделяя главное. Фреймовый подход лучше использовать при изучении материала, разбитого на блоки, в каждом из которых встречаются близкие по структуре и форме темы, но наполненные в каждом блоке особенным содержанием. Например, в школьном курсе органической химии последовательно рассматриваются классы органических соединений: предельные, или насыщенные, углеводороды, (алканы или парафины), непредельные, или ненасыщенные, углеводороды ряда этилена (алкены, или олефины), диеновые углеводороды, алкины, ароматические углеводороды и т.д. В разделах, посвященных каждому классу отдельно, можно выделить общее содержание (наиболее важные представители данного класса, гомологический ряд, тип гибридизации, состав, строение, номенклатура, изомерия, физические свойства и особенности химических свойств, условия протекания реакций, способы получения и применение). Усвоив общую схему одного из классов органических соединений, гораздо легче систематизировать материал следующих классов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru