Информация о педагогике » Способы реализации приёма системности и систематичности на уроках химии » Опорные конспекты как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии в средней общеобразовательной школе

Опорные конспекты как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии в средней общеобразовательной школе

Страница 4

предполагает укрупнение дидактических единиц, а третий

-фиксирование укрупненных дидактических единиц в виде знаково-символьных структур (концептов, фреймов, блок-схем и т.п.).

Что касается этапа фиксирования

, то ряд авторов считают, что фиксирование укрупненной информации должно осуществляться «одновременно в четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном» или при помощи всего «доступного арсенала математической символики (числа, буквы, формулы, стрелки, геометрические фигуры и т.д.)». Однако, по нашему мнению, эти подходы не имеют достаточной теоретической базы. Нельзя ставить в один ряд понятия «рисунка», «числа», «символа» и «слова», ибо между этими понятиями существует иерархическая, а не формальная связь. Наиболее ёмкое понятие ─ «символ». Не рассматривая теологической сути этого понятия, обратимся лишь к его рационалистической роли, соглашаясь, что «символ ─ самое удобное средство концентрации знания и психопедагогических импульсов разнотипного опыта людей».

В отечественной философской мысли, детально раскрывающей понятие «символа», есть, на наш взгляд, совпадение терминологии философской и терминологии дидактической: «обобщение», «упорядоченная модель», «структура», «смысл» и т.п. По мнению С.Н. Булгакова, «символ в рационалистическом применении берется как условный знак, аббревиатура понятия, иногда целой совокупности понятий, конструктивная схема, логический чертеж; он есть условность условностей и в этом смысле нечто не сущее; он прагматичен в своем возникновении и призрачен вне своего прагматизма».

Поскольку в нашем исследовании нас интересуют не только знания, факты и явления, но и связи между ними, то для нас принципиально то, что «символ значит посредник, знак и вместе с тем связь

». Символ, по мнению Н.А. Бердяева, является более ёмким и более простым, нежели понятие. «Где кончается компетенция понятия, там вступает в свои права символ». Именно символ является « обобщением с высочайшей ступенью абстракции». А вот как описывает признаки символа А.Ф. Лосев:

«1. Символ вещи действительно есть ее смысл. Однако это такой смысл, который её конструирует и модельно порождает.

1. Символ вещи есть её обобщение. Однако это обобщение не мертвое, не пустое, не абстрактное и не бесплодное, но такое, которое позволяет вернуться к обобщаемым вещам, внося в них смысловую закономерность.

2. Символ вещи есть её закон, но такой закон, который смысловым образом порождает вещи, оставляя нетронутой всю их импирическую конкретность.

3. Символ вещи есть закономерная упорядоченность вещи, однако данная в виде общего принципа её смыслового конструирования, в виде порождающей её модели.

4. Символ вещи есть её внутренне-внешнее выражение, но оформленное согласно общему принципу её конструирования.

5. Символ вещи есть её структура, но не уединенная или изолированная, а заряженная конечным или бесконечным рядом соответствующих единичных проявлений этой структуры».

Очевидно, что именно символический код играет наиболее важную роль в этапе фиксирования укрупненных дидактических единиц. Главным дидактическим приёмом создания символа является метафорический перенос значения понятий по сходству. Данный принцип сформулирован П.А. Флоренским и вполне применим в дидактике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Характеристика функций речи
Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоциональной благополучной, благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания актив ...

Основные дидактические функции задач по теме "Площади фигур" и их реализация в учебном процессе
Сборник задач "на площади". Типология задач сборника площадь фигура учебник школа В данном сборнике представлены задачи следующих блоков: 1) Измерение площадей; 2) Вычисление площадей; 3) Метод площадей; 4) Разные задачи. Результат сравнительного анализа школьных учебников по геометрии уб ...

Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
География как предмет начального школьного обучения прошла длинный и сложный путь развития. Впервые она появилась в России в начале XVII века, при Петре I. Первые учебники географии были перегружены географической номенклатурой, которую детям приходилось механически заучивать. В 60-х годах XIX века ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru