Как известно, обучение складывается из двух взаимосвязанных процессов: учения (деятельности учащихся) и преподавания (деятельности учителя). При этом деятельность учащихся и деятельность учителя тесно взаимосвязаны между собой, так как на уроке процессы учения и преподавания неразделимы. Однако способы деятельности учителя являются определяющими, ибо от них зависит вся организация учебно-воспитательного процесса и управление этим процессом.
Учение и преподавание всегда целенаправленны. Способы работы учителей и руководимых ими учащихся направлены прежде всего на то, чтобы учащиеся усвоили необходимые знания, приобрели требуемые навыки и умения. Следовательно, применяя различные формы и методы обучения, учителя должны четко представлять себе, какие общие и конкретные цели нужно достичь на данном уроке или в результате изучения отдельной темы предмета "Технология".
Перед каждым уроком обычно приходится ставить конкретные цели, например: добиться усвоения определенного технического понятия; научить применять ранее полученные знания при выполнении расчетов режимов резания; познакомить с последними научно-техническими достижениями в области механической обработки материалов и т.п. В зависимости от поставленных общих и конкретных целей, учитель выбирает соответствующие формы и методы проведения занятий, создает требуемые условия (обеспечивает наглядными пособиями, материалами, инструментами и т.п.), продумывает способы управления самостоятельными работами учащихся.
В педагогической литературе представлено несколько отличающихся друг от друга вариантов классификации. Мы кратко остановимся на классификации этапов и уровней усвоения технических знаний, предложенных доктором педагогических наук И.Я. Лернером.
Согласно его концепции, можно выделить три этапа процесса усвоения знаний и соответственно три его уровня. Па первом этапе учащиеся должны осознанно воспринять изучаемую информацию и запомнить ее. В данном случае уровень усвоения знаний характеризуется готовностью ученика опознать изученный объект и воспроизвести информацию о нем. Например, учитель может показать учащимся VII класса электромагнит и объяснить его устройство и принцип действия, а затем предложить им из ряда различных объектов (трансформаторы, электрические двигатели, электрический звонок и т.п.) вычленить электромагнит, как составную часть этих объектов. После этого учитель просит учащихся рассказать о принципе устройства и действия электромагнита.
На втором этапе учащиеся должны освоить способы применения знаний по образцу или по вариациям этого образца в знакомых ситуациях. Например, продолжая изучение с учащимися электромагнита, учитель может предложить учащиеся выполнить следующие упражнения: рассмотреть устройство электромагнитного реле и найти в нем электромагнит, рассмотреть устройство измерительного прибора электромагнитной системы и найти в нем электромагнит. При выполнении первого задания ученики будут действовать, применяя знания об электромагните точно по образцу, так как в электромагнитном реле обычно используется электромагнит, по типу аналогичный тому, который уже изучили школьники. При выполнении второго задания ситуация несколько меняется, так как в измерительном приборе электромагнитной системы хорошо заметна важная часть электромагнита - обмотка, через которую проходит электрический ток, тогда как сердечник имеет форму, отличающуюся от обычного простейшего электромагнита. В этом случае учащиеся будут действовать, используя знания об электромагните не просто по образцу, а по одному из его вариантов. На рассматриваемом этапе уровень усвоения знания будет более высоким, чем в первом варианте.
Высший уровень усвоения знаний достигается на третьем этапе изучения объекта и характеризуется готовностью ученика творчески применить усвоенные им знания в новой, незнакомой ситуации. Например, на этом этапе изучения электромагнита учитель может дать учащимся задание: "Какие изменения надо внести в данный электромагнит, чтобы он стал притягивать стальные предметы с большей силой?" Ясно, что при выполнении этого задания учащиеся должны будут творчески применять полученные знания об электромагните.
Учитывая, что на изучение теоретических вопросов на занятиях но трудовому обучению отводится сравнительно мало времени, некоторые учителя ограничивают познавательную деятельность учащихся первым или вторым уровнями усвоения знаний. Такой подход нельзя признать оптимальным.
Преимущественно практический характер содержания трудового обучения вовсе не означает, что внимание к формированию у школьников теоретических знаний должно быть ослаблено. Речь должна идти о другом: как за небольшое время сформировать у учащихся полноценные и прочные знания по технике, технологии, организации и экономике производства. Задача состоит в том, чтобы учащиеся достигли такого уровня усвоения знаний, при котором они могли бы применить их творчески при выполнении практических работ. Только в этом случае трудовое обучение действительно будет служить развитию учащихся, пробуждать у них творческую мысль в процессе применения знаний. Экономию же учебного времени можно и нужно достигать при умелом применении учителем меж предметных связей. Тогда, опираясь на знания, полученные учащимися по основам наук, например физике, можно сразу перейти ко второму и даже третьему этапу усвоения знаний по технике и технологии.
Современное состояние отечественной риторики
О современном состоянии русской риторики идут споры. Риторический ренессанс (бум, всплеск), о котором говорилось особенно с конца 80-х – начала 90-х годов (время перестройки), достаточно утвердил риторику в сознании широкой научной общественности. Однако это было время возрождения не только риторик ...
Особенности внимания младших
школьников
Наибольшее беспокойство и у психологов, и у педагогов сегодня вызывают проблемы, связанные с развитием внимания у школьников. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Младший школьный возраст о ...
Тестирование как метод педагогического контроля. Понятие теста. Виды тестов
Тестирование является одним из важнейших методов контроля знаний умений навыков в обучении, особенно возросло его значение в последнее время, с развитием новейших технологий нашего времени. Однако тестирование и тесты скорее понятие психологическое, чем педагогическое. Итак, что же такое тест и чем ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.