Информация о педагогике » Формирование технических знаний на уроках технологии » Педагогические особенности формирования технических знаний на уроках технологии

Педагогические особенности формирования технических знаний на уроках технологии

Страница 3

Изучение вопросов стандартизации, допусков и технических измерений невозможно без общепринятых технических понятий и определений, которые в такой (ГОСТированной, специфической) форме для детей почти недоступны. Поэтому каждый, казалось бы, понятный профессионалу, момент формулировок надо объяснять. К сожалению, в методической литературе нет в полной мере достаточно разработанных рекомендаций, позволяющих реализовать деятельностно-параметрический принцип с использованием знаний по допускам и техническим измерениям. Покажем, как можно формировать представления у школьников, используя предлагаемые учебно-дидактические материалы.

На стенде из серии "Азбука измерений" дается упрощенная (по сравнению с ГОСТовской) формулировка понятия "номинальный размер", "Основной расчетный размер, от которого производят отсчет отклонений, называется номинальным размером". Перед классом ставят вопрос "Почему основной?". Ответ находится в основном для исполнителя документе-чертеже. Никто не вправе оспаривать качество детали, если все размеры соответствую! чертежным Исполнитель в этом случае всегда прав. Поэтому - "основной размер" Второй вопрос "Почему расчетный?". Здесь знаний учащихся младших классов может оказаться недостаточно, поэтому учитель объясняет на простом, понятном примере процесс получения конструкторскою размера "Предположим, мы хотели бы сделать тележку на двух колесах для перевозки картофеля. Конструкция очень проста - гладкий вал с двумя шейками на концах, чтобы установить подшипники, и с резьбой для крепления колес Ты, Петя (указывает на ученика небольшого роста), погрузил бы два мешка по 50 кг; но Вася (более высокий школьник) способен покатить и три. Кроме того, дорога с огорода неровная, вся в кочках, эту перегрузку тоже надо учесть. Ученые уже давно изучили прочность разных материалов, есть даже целая наука "Сопротивление материалов". Поэтому конструктор, знакомый с ней, делает такой расчет груз - 150 кг, коэффициент запаса прочности (учитываются перегрузки при движении) - 1,5, материал оси - сталь 45. Определяем диаметр шейки под подшипник. По расчетам получается 19,2 мм. Но все подшипники, которые выпускаются подшипниковыми заводами, стандартизированы, то есть их внутренние кольца определенных диаметров. Ближайшие по справочнику значения - диаметров - 18 и 20 мм. Ослаблять (уменьшая диаметр) нельзя, выбираем значение 20 мм. На чертеже появляется расчетный размер шейки под подшипник, который мы будем называть номинальным. Это слово для вас не новое вы, наверное, слышали выражение "денежная банкнота номиналом 5000 рублей". Представляется, что при таком подходе к объяснению, учитывающем возрастной фактор и уровень развития, можно сформировать осмысленное понимание общетехнического определения, термина. Покажем еще одно методическое решение вопросов формирования понятий по допускам на уроках технологии. Дело в том, что все приводимые в литературе (а они, соответственно, взяты из ГОСТа) формулировки сложны для восприятия детьми Цитирую "Допуск размера может быть определен через предельные отклонения, как алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями". На разработанных учебно-дидактических пособиях (стендах) даны две трактовки этого определения.

Под знаком "Т (термин) - упрощенная, но принятая в литературе. Зато в алгоритме действий приводятся два правила, которые в литературе не встречаются. Завершает объяснение фраза, которую вначале нужно просто запомнить "Допуск знака не имеет". В дальнейшем ее невозможно забыть или что-то перепутать.

Терминология, связанная с понятиями "вал" и "отверстие", должна в представлении учащихся ассоциироваться с определениями "охватываемого" и "охватывающего" размеров. Чтобы школьники не путали эти определения, не обходимо закреплять их понимание, включая зрительное восприятие. Такими относительно простыми приемами удается сформировать осмысленное понимание сложных технических понятий у учащихся.

Детям знакомство с международными стандартами (принятыми всеми развитыми странами по рекомендации ИСО - международной организации по стандартам) не обходимо. Мы предлагаем следующую последовательность ознакомления школьников с материалом по допускам и посадкам (после описанного выше).

Объясняется определение "посадка". Затем на по мощь призывают бытовой опыт школьников. Если по зазору и соответственно свободному перемещению деталей относительно друг друга недостатка в примерах нет, то для объяснения натяга нужна помощь учителя. Подшипник, насаженный на роликовые каталки, на ось велосипеда и т.п., известен, пожалуй, каждому мальчишке, а вот мимо других примеров они по неведению проходят. Можно обратить их внимание на реборды трамвайных и железнодорожных колес. Ведь там на холодную колесную пару надевают стальной бандаж, разогретый токами высокой частоты. После остывания снять (при износе) его могут только в депо, на колесо-токарных станках Такой рассказ о привычных вещах, на которые брошен взгляд под необычным ракурсом вызывает неизменный интерес ребят. Далее нужно объяснить учащимся, что во всем мире посадки на чертежах обозначают буквами латинского алфавита. Приводится таблица (обязательно с написанием произношения, так как многие буквы школьникам незнакомы) Это имеет, кроме прочего, перспективное значение, так как латинское начертание буде! встречаться на терминалах ЭВМ, пультах станков с ЧПУ и др.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Описание компетенции ПКД-1
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД). Компетенция ПКД-1 определяется как "способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольног ...

Виды универсальных учебных действий в педагогике
универсальный учебный язык грамотность В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. 1. Личност ...

Исторические предпосылки развитие народного образования в XIXв
В номере журнала "Ясная поляна", о котором я упоминала ранее, автор с горечью писал: " . [в народе] распространяется грамотность и не распространяется образование; почти весь народ делается грамотным и почти весь остается совершенно необразованным; выходя из школы, он уносит с собою ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru