Информация о педагогике » Формирование технических знаний на уроках технологии » Педагогические особенности формирования технических знаний на уроках технологии

Педагогические особенности формирования технических знаний на уроках технологии

Страница 2

Вот почему учитель должен тщательно анализировать требования учебной программы и на этой основе отбирать для усвоения учащимися необходимые и достаточные знания. При этом надо учитывать, что знания бывают различных видов: знания терминов и понятий, фактов, законов, теории, методологические знания, оценочные знания. Все эти виды знаний в определенном соотношении отражены в учебных программах по трудовому обучению. Особенно большое место в трудовом обучении занимают термины и понятия, факты, а также оценочные знания.

Термины и понятия составляют собственно ту основу, с помощью которой усваиваются другие знания. Пользуясь учебной программой и учебным пособием, можно четко установить перечень и объём терминов и понятий, подлежащих усвоению школьниками в данном классе при изучении данного вида труда, а значит, успешнее спланировать учебный процесс, рассчитать количество упражнений и других самостоятельных работ учащихся, необходимых для реализации этой учебной цели.

Без знания фактов невозможно усвоить никакие другие знания. В трудовом обучении в качестве изучаемых фактов чаще всего выступают конкретные примеры, отражающие изучаемую действительность-объекты техники, технологические процессы, технико-технологическая документация и т.д. В определенной мере перечень и объем фактов установлен учебной программой. Однако в конечном итоге только учитель, исходя из конкретных условий проведения занятий с учащимися, может определить необходимое и достаточное количество фактов. К сожалению, бывает так, что учителю хочется побольше рассказать ученикам и он приводит на уроке излишние факты, а это, естественно, перегружает учащихся и приводит к неоправданной затрате учебного времени. Например, давая понятие о деталях и их соединениях в V классе, не надобности приводить примеры множества различных деталей и способов их соединений; достаточно ограничиться двумя-тремя конкретными фактами, совершенно необходимыми для того, чтобы учащиеся уяснили главное. В дальнейшем же школьники неоднократно будут иметь возможность расширить свои представления о различных деталях и их соединениях.

Законы и теории изучаются школьниками по основам наук и занимают незначительное место в программах трудового обучения Поэтому на уроках труда учитель организует работу главным образом по повторению и применению известных учащимся законов и теорий. Лишь в редких случаях, например при изучении элементов машиноведения и электротехники в V - VIII классах или отдельных тем по электротехнике, радиоэлектронике и другим профилям углубленной трудовой подготовки в старших классах, учитель разъясняет новые для учащихся законы и теории.

В процессе трудового обучения школьники приобретают и некоторые методологические знания: на примерах изучения различных способов трудовой деятельности и ознакомления с методами той науки, на которой преимущественно базируется производство, определяющее профиль трудовой подготовки, ученики уясняют ряд общих методов познания, осуществления производственных процессов, трудовой деятельности людей.

Большое внимание в процессе трудового обучения уделяется формированию у учащихся оценочных знаний, которые позволяют выработать определенное отношение к изучаемой технике, технологии, трудовым процессам, к людям труда. Данный вид знаний имеет важное значение для органическою соединения процессов трудового обучения и воспитания.

Известно, что понятие "качество обучения" характеризуется с различных сторон - качество знаний, качество умении и навыков, качество воспитания в процессе обучения и др. Учитель труда должен постоянно задумываться над тем, как лучше применить в совокупности различные формы и методы, чтобы повысить качество трудового обучения и воспитания учащихся.

Как пример можно привести часть методики обучения технологии обработки металлов учащихся VI класса по теме "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения".

Одним из профессиональных качеств многих специалистов современного производства является умение оценить соответствие размеров изготовленного изделия требованиям чертежа. Подготавливая школьников к будущей самостоятельной жизни, необходимо отдавать себе отчет в том, что такие умения и навыки закладываются в фундамент общетехнических знаний специалиста любого профиля как обязательные. Одним из условий, без которых современная техника не смогла бы достичь высот качества, а современная технология не вышла бы на рубежи научно-технического прогресса, является стандартизация. Мы привыкли к выражению ''IBM-совместимые компьютеры", к тому, что немецкая лампочка сразу вворачивается в отечественный патрон, а батарейки, сделанные в Японии, отлично согласуются с российскими изделиями. Иначе и не мыслится. Однако это видимое согласие, привычное школьникам с детства, над которым они не задумываются ("Так и должно быть"), - на самом деле результат векового прогресса общетехнической дисциплины, изучаемой в вузах, техникумах и ПТУ под названием "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения". В школьной программе такой дисциплины не встретишь, а нужна она всем. Поэтому единственным "монополистом" по формированию знаний по допускам и техническим измерениям в школе является преподаватель технологии. Это накладывает на его деятельность особую ответственность. Следовательно, от знаний методики изложения основных положений этой непростой дисциплины, от личного проникновения учителя в приемы измерений и овладения измерителем, наконец, от умения согласовать допуски и техизмерения с работой над изготовлением конкретного изделия зависит успех (или неуспех) подготовки учащихся. Если быть предельно откровенными, не подготовленный в этом плане в школе человек сможет освоить эти знания, будучи взрослым. Казалось бы, упущения школы исправимы. Но это в масштабах страны оборачивается потерями от осознания людьми своего непрофессионализма, необходимости переучиваться, а как результат - упущениями в экономике.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Практическое применение эффективных форм и методов подготовки учащихся 7-х классов общеобразовательных школ к адекватным действиям в условиях землетрясения
Оснащение кабинета ОБЖ регламентируется письмом департамента государственной политики в образовании минобрнауки России от 01.04.05 года №03 417. В письме содержатся рекомендации по оснащению кабинетов безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки специальным оборудованием. Эти реком ...

Понятие об аудировании как виде речевой деятельности
Распознавание устной речи, или аудирование, в плане обучения этому виду речевой деятельности, представляет собой сложную и далеко не решенную проблему. А ведь именно аудирование (как об этом говорят отечественные и зарубежные методисты) определяет дальнейшем успех или неуспех всего практического об ...

Проблема подготовки детей к обучению математике в школе
Далеко не все дошкольники подходят к обучению в школе с необходимым багажом математических знаний или близких к ним. Нередко дефицит соответствующей работы со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что будущий первоклассник не умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлен ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru