Кроме того знания можно учитывать по количественным и качественным критериям.
К количественному критерию относится полнота знаний или их объем, к качественным - правильность и прочность знаний. Еще более высокий показатель - глубина знаний, которую следует определить как степень проникновения школьников в сущность формируемых фундаментальных понятий и познаваемых теорий. На основании сказанного можно констатировать, что в силу разного уровня познавательной деятельности и отношения к учению можно обладать следующими качественно различными знаниями: правильными, полными, глубокими, прочными; правильными, неполными, прочными; правильными, непрочными. Неправильные знания не могут быть знаниями в истинном смысле этого слова.
Выделяют знания по психологическому уровню:
знание, - узнавание, - восприятие, - понимание, - применение, - автоматическое действие, - отношение и знание, - потребность.
По степени обобщённости: факты - явления, понятия - термины, связи -закономерности, гипотезы - теории, методологические знания, оценочные знания, индивидуальные знания.
Как пример, можно привести ассоциативную модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти - фактов восприятия, элементарных кирпичиков знании. Одновременно в мозге фиксируется и связи фактов - ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).
Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи, закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать поставленные внешними обстоятельствами задачи.
Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношение между ними.
Понятие - не то, что наблюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания.
Если рассмотреть знание с точки зрения психического развития, то любая технология исходит из представления об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить:
биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследственным кодом,
социогенные, представляющие личность на которой записывается социальный опыт человека, результаты обучения,
психогенные, результат развития которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом,
идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение личности и ее качеств.
В современной психологической науке существует ряд концепции, предполагающих свое понимание процесса усвоения общественного знания отдельным человеком и соответственной структуры его познавательных действии.
Ассоциативно - рефлекторная концепция обучения опирается на основные представления условно - рефлекторной деятельности головного мозга, вскрытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Их суть в том, что человеческий мозг обладает способность не только запечатливать сигналы органов чувств, но и также устанавливать и воспроизводить связи между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными. Согласно ассоциативно - рефлекторной теории, усвоение знании, развитие личностных качеств человека, есть процесс образования в его сознании различных ассоциации - простых и сложных.
Диагностика конкурентоспособности студентов факультета технологий и
профессионального образования
При выборе методики исследований для изучения уровня конкурентоспособности личности студента за основу был взят общепризнанный в России подход В.И. Андреева, как наиболее полно отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкуре ...
Профилактика неуспеваемости школьников
В настоящее время широко распространены представления о том, что развитие ребенка в ученическом коллективе следует рассматривать по аналогии с его развитием в семье; кроме того, свое свободное время ребенок также проводит в составе определенных групп. Эти представления дают учителям возможность как ...
Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения составлению и
решению арифметических задач детей с проблемами в развитии
В начале двадцатого века методика обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач разрабатывалась Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Ф.А. Михайловой, Н.Г. Бакст. В своих книгах: «Современный детский сад» (1920), «Счет в жизни маленьких детей» (1920) Е.И. Тихеева предлагала знакомить детей ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.