Информация о педагогике » Эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи » Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Страница 4

– Здесь мы встречаемся со стандартной фразой, которая применяется в ситуации, когда гости «засиделись».

Винни Пух: А, ну хорошо. Тогда мы пошли.

– Эта стандартная фраза, которая используется в акте прощания, несет в себе минимальную эмоциональную смысловую нагрузку. Далее сцена прощания заканчивается.

Кролик: Всего хорошего!

Винни Пух: Спасибо!

Кролик: Что вы, что вы, не за что.

– Звучит стандартная форма ответа на благодарность. Винни Пух: До свидания!

Кролик: Будьте здоровы!

– Диалог заканчивается традиционным пожеланиями, характерными для большинства ситуаций прощания.

Данная работа направлена на развитие умений видеть специфику формул речевого этикета, как объектов исследования.

На третьем этапе

осуществлялось закрепление знаний основных средств выражения вежливости в русском языке как в устной, так и в письменной формах. Дети знакомятся с письменной формой речевого этикета: поздравление и пожелание, употребление формул приветствия и прощания на примере написания письма другу, поздравления кого-либо с праздником и т.д.

Фрагмент занятия 4.

Игра «Найдем нарушения правил общения»

Учитель разбивает учащихся на несколько групп, затем выдает задания каждой группе, определяет членов жюри. Необходимо разобрать свою ситуацию и ответить на вопросы.

Ситуация 1

Разговаривают два взрослых – мама и учитель. Учитель:

-Я сегодня вызвала вашего сына к доске, а он не рассказал урок.

Мама:

-Я видела, что он вчера вечером сидел и учил.

Денис встревает в разговор мамы и учителя:

-Я учил, а когда вышел к доске, Маша начала меня смешить, и я не смог рассказать урок.

1) Какое правило нарушил Денис?

2)Как он должен его исправить?

3)Проиграть правильно ситуацию.

Ситуация 2

Катя подошла к прохожему на улице и спросила:

-Где ближайшая аптека?

-На углу за этим делом.

-Наконец-то нашла!

1)Правильно ли девочка начала общение?

2)Все ли необходимые формулы речевого этикета использовала Катя?

Ситуация 3

Витя рассказывает Саше интересный фильм, который он посмотрел. Увлеченный рассказом, он вытирает нос рукавом. Саша делает замечание, прерывая рассказ товарища:

– У тебя что платка нет?

Все вокруг смеются.

1)Какие правила этикета при разговоре нарушили мальчики?

2)Как нужно было поступить?

3)Проиграть правильно ситуацию.

Ситуация 4

Маша рассказывает Ане, как она вчера с мамой ходила в зоопарк, при этом усердно заполняя дневник. А Аня, слушая рассказ Маши, доставала из портфеля учебники.

1)Уважительно ли отнеслись друг к другу девочки?

2)Оцените поступки ребят при общении.

3)Скажите, как надо себя вести?

Какие ошибки были допущены в данных ситуациях? Для того, чтобы вам этих ошибок не делать, сформулируем основные рецепты правильного общения.

Рецепты правильного общения:

• Нельзя вмешиваться в разговор взрослых, если они тебя не просят.

•В беседе друг с другом нужно избегать односложных вопросов и ответов.

•Нельзя делать замечания в присутствии детей прерывать беседу.

•Невежливо при беседе заниматься посторонними делами.

•В общении со взрослыми нужно всегда разговаривать на «вы».

•При входе в любое общественное место нужно здороваться с людьми.

•При выходе всегда необходимо прощаться.

•Если ты к кому-либо обращаешься с просьбой, используй слова «пожалуйста», «будьте добры», «прошу».

•Если тебе оказали помощь, не забывай использовать слова благодарности.

•Если ты кого-то обидел, не забывай попросить прощение.

Задания подбирались с учетом возрастных особенностей, и в соответствии с целью: познакомить младших школьников с основными правилами речевого общения.

Страницы: 1 2 3 4 

Новые статьи:

Процесс модернизации высшего профессионального образования в Российской Федерации с точки зрения Болонского процесса
В настоящем разделе будут отмечены схождения и расхождения, наблюдающиеся между странами Западной Европы, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой, с точки зрения соответствия образовательных систем принципам и целям Болонского процесса. К сожалению, приходится констатировать, что «западн ...

Руководство и лидерство в коллективе
В структуре организации коллектива действует система руководства и подчинения. Социально-психологической основой этой системы является дифференциация положения личности в группе. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, то есть закрепленными за ...

Подходы к изучению понятия «функция»
Выделяют два подхода к введению определения понятия функции: Генетический подход. Логический подход. Генетическая трактовка понятия функции основана на разработке и методическом освоении основных черт, вошедших в понятие функции примерно до середины XIX века. Наиболее существенными понятиями, котор ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru