Информация о педагогике » Эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи » Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Страница 2

Далее ребята читают стихотворения об основных выражениях речевого этикета.

Фрагмент занятия 2.

Ученики читают стихотворения, в которых встречаются этикетные слова.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

– Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли слово «пожалуйста»? Повторять ли его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.

-Какие этикетные слова встречаются в этих стихотворениях?

-Подберите синонимы или синонимичные выражения к данным словам.

Упражнения комбинированного характера целесообразно использовать на втором и третьем этапах обучения речевому этикету.

Выполнение упражнений третьей группы

позволяет выяснить степень знаний, умений и навыков в области речевого этикета в целом, а также выяснить уровень знаний по каждому направлению в работе по формированию речевого этикета младших школьников.

Фрагмент занятия 5.

Задание 1.

Перечислите известные вам слова:

а) приветствия

б) прощания

в) просьбы

г) благодарности

д) извинения

Работа над формулами речевого этикета в начальных классах должна заключаться, прежде всего, в формировании у учащихся знаний о способах словесного выражения вежливости в русском языке и умений соотносить речевое выражение вежливости с поведенческим. Это достигается в результате объяснения, закрепления и активизации в речи формул речевого этикета, а также на основе примеров из повседневной жизни и художественной литературы.

Основываясь на этих положениях, строилась экспериментальная работа.

В ходе обучающего эксперимента у учащихся формировалась следующая система языковых и речевых умений:

•умения аналитического характера, представляющие собой умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи;

•умение разделять формулы речевого этикета по формам этикетного общения;

•нормативно – коммуникативные умения – правильное и уместное употребление единиц речевого этикета в соответствии со стилем и ситуацией общения;

•умение развернуть этикетные формулы в соответствии со сложившейся коммуникативной ситуацией.

В эксперименте приняли участие 20 учащихся, обучающихся по УМК «Школа России», и 20 учащихся, обучающихся по УМК «Школа 2100». Контрольным классом был выбран 3 «Б» класс, обучающийся по программе «Школа 2100», работа по формированию речевого этикета в котором ведется в рамках уроков культуры речи. Экспериментальным классом был выбран 3 «В» класс, обучающийся по традиционной программе, систематической работы в котором по формированию этикета речи не ведется.

Цель эксперимента заключалась в следующем:

1.сравнить эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи;

2.установить объем и уровень умения практически применять формулы речевого этикета младшими школьниками в собственной речи;

3.повысить уровень знаний и практических умений и навыков в области речевого этикета.

Обучающий эксперимент был разделен на этапы. Каждому этапу соответствовал определенный комплекс упражнений.

На первом этапе

– происходит знакомство учащихся с понятием «этикет» – вежливое, учтивое отношение к окружающим.

«Речевой этикет» – словесное выражение вежливости, правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Профессиональная компетентность
Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. В педагогической науке понятие «професси ...

Возможности драматизации в развитии эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников
Данную главу мы посвятим доказательству наличия в методике драматизации реальных возможностей в развитии эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников. Содержание главы сведется к изложению сведений о возможностях в этом отношении литературы на правах принадлежности ее к разряду видов и ...

Педагогические идеи Платона
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru