Далее ребята читают стихотворения об основных выражениях речевого этикета.
Фрагмент занятия 2.
Ученики читают стихотворения, в которых встречаются этикетные слова.
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали? Сколько раз?
– Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Отменить, что ли слово «пожалуйста»? Повторять ли его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.
-Какие этикетные слова встречаются в этих стихотворениях?
-Подберите синонимы или синонимичные выражения к данным словам.
Упражнения комбинированного характера целесообразно использовать на втором и третьем этапах обучения речевому этикету.
Выполнение упражнений третьей группы
позволяет выяснить степень знаний, умений и навыков в области речевого этикета в целом, а также выяснить уровень знаний по каждому направлению в работе по формированию речевого этикета младших школьников.
Фрагмент занятия 5.
Задание 1.
Перечислите известные вам слова:
а) приветствия
б) прощания
в) просьбы
г) благодарности
д) извинения
Работа над формулами речевого этикета в начальных классах должна заключаться, прежде всего, в формировании у учащихся знаний о способах словесного выражения вежливости в русском языке и умений соотносить речевое выражение вежливости с поведенческим. Это достигается в результате объяснения, закрепления и активизации в речи формул речевого этикета, а также на основе примеров из повседневной жизни и художественной литературы.
Основываясь на этих положениях, строилась экспериментальная работа.
В ходе обучающего эксперимента у учащихся формировалась следующая система языковых и речевых умений:
•умения аналитического характера, представляющие собой умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи;
•умение разделять формулы речевого этикета по формам этикетного общения;
•нормативно – коммуникативные умения – правильное и уместное употребление единиц речевого этикета в соответствии со стилем и ситуацией общения;
•умение развернуть этикетные формулы в соответствии со сложившейся коммуникативной ситуацией.
В эксперименте приняли участие 20 учащихся, обучающихся по УМК «Школа России», и 20 учащихся, обучающихся по УМК «Школа 2100». Контрольным классом был выбран 3 «Б» класс, обучающийся по программе «Школа 2100», работа по формированию речевого этикета в котором ведется в рамках уроков культуры речи. Экспериментальным классом был выбран 3 «В» класс, обучающийся по традиционной программе, систематической работы в котором по формированию этикета речи не ведется.
Цель эксперимента заключалась в следующем:
1.сравнить эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи;
2.установить объем и уровень умения практически применять формулы речевого этикета младшими школьниками в собственной речи;
3.повысить уровень знаний и практических умений и навыков в области речевого этикета.
Обучающий эксперимент был разделен на этапы. Каждому этапу соответствовал определенный комплекс упражнений.
На первом этапе
– происходит знакомство учащихся с понятием «этикет» – вежливое, учтивое отношение к окружающим.
«Речевой этикет» – словесное выражение вежливости, правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих.
Этапы становления и характерные особенности и педагогико-риторического
идеала
В основу теории общей и педагогической современной риторики была положена система общериторических систем и понятий, где ключевое положение принадлежит категории риторического идеала. Сущность античного представления о прекрасном выражена понятием гармония, которое, в частности, определяет и черты ...
Виды лабораторных работ, их классификация
Как было сказано во втором параграфе, лабораторная работа по математике: является формой практической работы учащихся, выполняемой под руководством учителя с применением инструментов, приборов и других технических средств и материалов; относится к самостоятельной работе учащихся, требующей сочетани ...
Теория программированного обучения Л.Н. Ланда, В.В. Оконь
Суть теории: программированное обучение – это не только обучение с помощью различных обучающих машин, обучающих устройств. Программированное обучение может быть как машинным (с применением технических средств), так и безмашинным. Главное -- обратная связь в системе «учитель – ученик» и непрерывный ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.