Информация о педагогике » Эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи » Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Страница 3

Также на этом этапе дети учатся выделять в речи «волшебные слова», т.е. слова, выражающие приветствие, прощание, благодарность, просьбу, поздравление.

Фрагмент занятия 1.

Игра «Разрешите представиться».

-Как вы думаете, с чего начинается установление добрых отношений с человеком?

-Какие приветственные слова вы знаете?

-Сегодня мы с вами научимся различным формам приветствия, а поможет нам в этом игра «Веселое приветствие».

-Объясняю правила игры. Я включаю музыку, вы можете ходить, прыгать, танцевать, после моих слов: «Раз, два, три, друга найди!» каждый должен найти себе пару и встать рядом с ней. После чего вы должны выполнить мою команду. Например, поздоровайтесь ушами, мизинцами и т.д.

Ученики при проведении игры вели себя очень активно, наблюдались положительные эмоции. Были позитивно настроены на дальнейшую «работу». Активность учеников обуславливается тем, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте остается игра. Ученики получали навыки культурного общения в процессе игры, знакомились с особенностями построения отношений между людьми и правилами речевого этикета, принятого в обществе.

На втором этапе

– выделяются этикетные формы общения, т.е. форма приветствия, форма прощания и др. и соответствующие синонимичные ряды этикетных формул, используемые в данных формах общения.

Кроме того, учащиеся знакомятся с теми возможностями, которыми располагает язык для более вежливого, мягкого, деликатного выражения мысли – о средствах выражения вежливости в русском языке, к которым, в первую очередь, относится интонация. Также рассматривается использование основных формул речевого этикета в художественных произведениях.

Фрагмент занятия 2.

Задание на знакомство с основными фразами речевого этикета.

– Ребята, вы познакомились уже с понятием «речевой этикет», умеете находить в тексте «волшебные слова». Сегодня вы узнаете, какие существуют основные выражения речевого этикета.

– Прочитайте слова и выражения на карточках. Подумайте над их смыслом. Какие слова и выражения схожие по смыслу? Объедините их и запишите в колонки рядом. Дополните каждую группу своими выражениями, схожими по смыслу.

Здравствуйте!

До свидания!

Привет!

Спасибо!

Извините!

Пожалуйста!

Прошу прощение!

До скорой встречи!

Благодарю!

Будьте добры!

– А сейчас я проверю, как вы усвоили этикетные слова.

Я буду читать вам стихотворение, а вы хором продолжайте незаконченные предложения.

Растает даже ледяная глыба От слова теплого… Зазеленеет старый пень Когда услышит… Если больше есть не в силах Скажем маме мы… Когда нас бранят за шалости,

Говорим

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…

– Я очень рада, что вы знаете основные выражения речевого этикета и умеете их применять.

Данные задания направлены на понимание смысла основных выражений и формул речевого этикета, на овладение умением подбирать синонимичные выражения к основным фразам речевого этикета.

Фрагмент занятия 3.

Работа над сценой прощания из мультфильма.

Далее я раздаю ученикам корточки с текстом отрывка из мультфильма.

– Ребята, а сейчас мы прочитаем диалог из известного нам мультфильма «Винни Пух идет в гости». В данном отрывке представлена сцена прощания Винни Пуха и Пятачка с Кроликом.

Далее учитель делает подробный разбор каждой фразы. Это делается для того, чтобы учащиеся увидели специфику прощания данного диалога.

– Диалог начинается фразой извинения:

Винни Пух: Нам пора! Мы конечно, могли бы еще немного посидеть… Кролик: Нет, по правде сказать, я и сам собирался уходить.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Практические задания как средство активизации учебного процесса
Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе является тесная связь обучения с трудом. Всемерное развитие самостоятельности и инициатива учащихся - одно из важнейших условий правильного построения преподавания всех школьных дисциплин, в том числе и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) ...

Речевой этикет в современной школе
речевой этикет школьник урок Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся. 1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено, но из акустического пото ...

Методика использования литературного творчества в речевом развитии учащихся
В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе с использованием малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ лицей №8 г. Махачкала. Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru