Также на этом этапе дети учатся выделять в речи «волшебные слова», т.е. слова, выражающие приветствие, прощание, благодарность, просьбу, поздравление.
Фрагмент занятия 1.
Игра «Разрешите представиться».
-Как вы думаете, с чего начинается установление добрых отношений с человеком?
-Какие приветственные слова вы знаете?
-Сегодня мы с вами научимся различным формам приветствия, а поможет нам в этом игра «Веселое приветствие».
-Объясняю правила игры. Я включаю музыку, вы можете ходить, прыгать, танцевать, после моих слов: «Раз, два, три, друга найди!» каждый должен найти себе пару и встать рядом с ней. После чего вы должны выполнить мою команду. Например, поздоровайтесь ушами, мизинцами и т.д.
Ученики при проведении игры вели себя очень активно, наблюдались положительные эмоции. Были позитивно настроены на дальнейшую «работу». Активность учеников обуславливается тем, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте остается игра. Ученики получали навыки культурного общения в процессе игры, знакомились с особенностями построения отношений между людьми и правилами речевого этикета, принятого в обществе.
На втором этапе
– выделяются этикетные формы общения, т.е. форма приветствия, форма прощания и др. и соответствующие синонимичные ряды этикетных формул, используемые в данных формах общения.
Кроме того, учащиеся знакомятся с теми возможностями, которыми располагает язык для более вежливого, мягкого, деликатного выражения мысли – о средствах выражения вежливости в русском языке, к которым, в первую очередь, относится интонация. Также рассматривается использование основных формул речевого этикета в художественных произведениях.
Фрагмент занятия 2.
Задание на знакомство с основными фразами речевого этикета.
– Ребята, вы познакомились уже с понятием «речевой этикет», умеете находить в тексте «волшебные слова». Сегодня вы узнаете, какие существуют основные выражения речевого этикета.
– Прочитайте слова и выражения на карточках. Подумайте над их смыслом. Какие слова и выражения схожие по смыслу? Объедините их и запишите в колонки рядом. Дополните каждую группу своими выражениями, схожими по смыслу.
Здравствуйте!
До свидания!
Привет!
Спасибо!
Извините!
Пожалуйста!
Прошу прощение!
До скорой встречи!
Благодарю!
Будьте добры!
– А сейчас я проверю, как вы усвоили этикетные слова.
Я буду читать вам стихотворение, а вы хором продолжайте незаконченные предложения.
Растает даже ледяная глыба От слова теплого… Зазеленеет старый пень Когда услышит… Если больше есть не в силах Скажем маме мы… Когда нас бранят за шалости,
Говорим
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят…
– Я очень рада, что вы знаете основные выражения речевого этикета и умеете их применять.
Данные задания направлены на понимание смысла основных выражений и формул речевого этикета, на овладение умением подбирать синонимичные выражения к основным фразам речевого этикета.
Фрагмент занятия 3.
Работа над сценой прощания из мультфильма.
Далее я раздаю ученикам корточки с текстом отрывка из мультфильма.
– Ребята, а сейчас мы прочитаем диалог из известного нам мультфильма «Винни Пух идет в гости». В данном отрывке представлена сцена прощания Винни Пуха и Пятачка с Кроликом.
Далее учитель делает подробный разбор каждой фразы. Это делается для того, чтобы учащиеся увидели специфику прощания данного диалога.
– Диалог начинается фразой извинения:
Винни Пух: Нам пора! Мы конечно, могли бы еще немного посидеть… Кролик: Нет, по правде сказать, я и сам собирался уходить.
Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной. Привлекаются для организации урока люди разных профессий. Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, м ...
Критерии оценки развития изобразительного творчества дошкольников
Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего созна ...
Освоение культурологического образа на второй стадии культурологической
драматизации
Освоение культурологического образа школьниками среднего и старшего возраста имеет свои особенности. Прежде всего, их социокультурное и кросскультурное пространство качественно изменилось. Изменился и сам способ освоения культурологического образа. 2 КО теперь не только устный результат воображения ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.