Анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования речевого этикета позволил выявить следующие недостатки:
1.Систематической работы по формированию речевого этикета программы не предусматривают.
2.Обозначенные в программах требования к знаниям, умениям, навыкам в области речевого этикета не отражаются в упражнениях, представленных в учебниках.
3.Содержащиеся в учебниках упражнения по речевому этикету, а также характер заданий к ним не способствуют выработке необходимых умений и навыков в области речевого этикета.
Так как речевой этикет довольно сложен для начальных классов, выбраны только самые простые и употребительные его аспекты:
1.Разнообразные формы приветствия и прощания.
2.Вежливые формы извинения за причиненные неудобства.
3.Вежливые формы обращения.
4.Благодарность за услугу.
5.Поздравления.
Выделенные основные направления по формированию речевого этикета, анализ типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий в ходе констатирующего среза, позволили нам разработать и внедрить в практику обучения комплекс упражнений.
Основная идея разработанного комплекса упражнений заключается в переходе от знакомства с основными формулами речевого этикета к овладению навыками осмысленного использования их в своей речи.
При составлении комплекса упражнений учитывалось, на каком этапе обучения будет использован тот или иной тип упражнений, какие теоретические сведения будут усвоены и закреплены учащимися, какие при этом будут сформированы умения и навыки, а также место этих упражнений в общей системе упражнений по русскому языку.
При разработке комплекса упражнений мы опирались на предложенную Н.И. Формановской классификацию упражнений по речевому этикету для студентов средних и высших учебных заведений, применив ее к учащимся начальных классов с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также классификацию на основе систематизации методов обучения, предложенную И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным.
Согласно классификации Н.И. Формановской, применительно к изучению речевого этикета в начальной школе было выделено три группы упражнений.
Первая группа
представляет собой лексико-семантические упражнения. В ходе выполнения упражнений данного типа у учащихся формируется умение выделять формулы речевого этикета в потоке речи. Эта группа упражнений характерна для первого этапа работы по формированию речевого этикета учащихся. С помощью упражнений данной группы учащиеся усваивают необходимые сведения о речевом этикете, приобретают умение находить этикетные формулы в потоке речи.
Фрагмент занятия 1.
Прочитайте диалог ученика 4 класса Вани и библиотекаря. Найдите «вежливые слова» и выпишите их.
-Здравствуйте! – произнес Ваня.
-Добрый день! Чем могу помочь? – произнес библиотекарь.
-Скажите пожалуйста, а у вас есть басни К.И. Чуковского?
-Есть. Сейчас принесу.
-Извините, а можете принести разные книги, чтобы я выбрал одну и взял домой? – робко спросил ученик.
– Конечно можно. В нашей библиотеке имеется несколько разных изданий.
Библиотекарь приносит книги.
-Вот, возьми на здоровье.
-Спасибо! – поблагодарил мальчик, выбрав нужную книгу.
-Не за что. – улыбаясь, ответил библиотекарь.
-До свидания! – попрощался Ваня.
-Всего доброго!
Далее следует фронтальная проверка правильности выполнения
задания.
Вторая группа
упражнений носит комбинированный характер. При выполнении заданий данной группы упражнений учащиеся получают основные лексико-грамматические знания, а также у них формируются и закрепляются умения и навыки по речевому этикету.
Сущность воспитания
Для Толстого воспитание есть "воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем". Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, "можно только гипнотизацией, заразительностью примера". "Ребенок увидит, - писал мыслитель, - что я раздражаюсь и оскорбляю люде ...
Значимость универсальных учебных действий в системе
начального образования
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение пос ...
Специфика педагогической деятельности и педагогического общения
Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила и законы, но учен ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.