Информация о педагогике » Эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи » Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Страница 1

Анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования речевого этикета позволил выявить следующие недостатки:

1.Систематической работы по формированию речевого этикета программы не предусматривают.

2.Обозначенные в программах требования к знаниям, умениям, навыкам в области речевого этикета не отражаются в упражнениях, представленных в учебниках.

3.Содержащиеся в учебниках упражнения по речевому этикету, а также характер заданий к ним не способствуют выработке необходимых умений и навыков в области речевого этикета.

Так как речевой этикет довольно сложен для начальных классов, выбраны только самые простые и употребительные его аспекты:

1.Разнообразные формы приветствия и прощания.

2.Вежливые формы извинения за причиненные неудобства.

3.Вежливые формы обращения.

4.Благодарность за услугу.

5.Поздравления.

Выделенные основные направления по формированию речевого этикета, анализ типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий в ходе констатирующего среза, позволили нам разработать и внедрить в практику обучения комплекс упражнений.

Основная идея разработанного комплекса упражнений заключается в переходе от знакомства с основными формулами речевого этикета к овладению навыками осмысленного использования их в своей речи.

При составлении комплекса упражнений учитывалось, на каком этапе обучения будет использован тот или иной тип упражнений, какие теоретические сведения будут усвоены и закреплены учащимися, какие при этом будут сформированы умения и навыки, а также место этих упражнений в общей системе упражнений по русскому языку.

При разработке комплекса упражнений мы опирались на предложенную Н.И. Формановской классификацию упражнений по речевому этикету для студентов средних и высших учебных заведений, применив ее к учащимся начальных классов с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также классификацию на основе систематизации методов обучения, предложенную И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным.

Согласно классификации Н.И. Формановской, применительно к изучению речевого этикета в начальной школе было выделено три группы упражнений.

Первая группа

представляет собой лексико-семантические упражнения. В ходе выполнения упражнений данного типа у учащихся формируется умение выделять формулы речевого этикета в потоке речи. Эта группа упражнений характерна для первого этапа работы по формированию речевого этикета учащихся. С помощью упражнений данной группы учащиеся усваивают необходимые сведения о речевом этикете, приобретают умение находить этикетные формулы в потоке речи.

Фрагмент занятия 1.

Прочитайте диалог ученика 4 класса Вани и библиотекаря. Найдите «вежливые слова» и выпишите их.

-Здравствуйте! – произнес Ваня.

-Добрый день! Чем могу помочь? – произнес библиотекарь.

-Скажите пожалуйста, а у вас есть басни К.И. Чуковского?

-Есть. Сейчас принесу.

-Извините, а можете принести разные книги, чтобы я выбрал одну и взял домой? – робко спросил ученик.

– Конечно можно. В нашей библиотеке имеется несколько разных изданий.

Библиотекарь приносит книги.

-Вот, возьми на здоровье.

-Спасибо! – поблагодарил мальчик, выбрав нужную книгу.

-Не за что. – улыбаясь, ответил библиотекарь.

-До свидания! – попрощался Ваня.

-Всего доброго!

Далее следует фронтальная проверка правильности выполнения

задания.

Вторая группа

упражнений носит комбинированный характер. При выполнении заданий данной группы упражнений учащиеся получают основные лексико-грамматические знания, а также у них формируются и закрепляются умения и навыки по речевому этикету.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Для этого педагоги и также дети должны знать математическое описание и точный смысл того, что конкретно изучается, ...

Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
В обучении языку детей с нарушениями слуха в настоящее время используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Теоретические и методические основы коммуникативной системы были разработаны и экспериментально подтверждены в 50-6 ...

Значение кружковой работы в воспитательном процессе
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Так, еще К.Д. Ушинский говорил: «Искусство воспитани ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru