Информация о педагогике » Эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи » Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Страница 1

Анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования речевого этикета позволил выявить следующие недостатки:

1.Систематической работы по формированию речевого этикета программы не предусматривают.

2.Обозначенные в программах требования к знаниям, умениям, навыкам в области речевого этикета не отражаются в упражнениях, представленных в учебниках.

3.Содержащиеся в учебниках упражнения по речевому этикету, а также характер заданий к ним не способствуют выработке необходимых умений и навыков в области речевого этикета.

Так как речевой этикет довольно сложен для начальных классов, выбраны только самые простые и употребительные его аспекты:

1.Разнообразные формы приветствия и прощания.

2.Вежливые формы извинения за причиненные неудобства.

3.Вежливые формы обращения.

4.Благодарность за услугу.

5.Поздравления.

Выделенные основные направления по формированию речевого этикета, анализ типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий в ходе констатирующего среза, позволили нам разработать и внедрить в практику обучения комплекс упражнений.

Основная идея разработанного комплекса упражнений заключается в переходе от знакомства с основными формулами речевого этикета к овладению навыками осмысленного использования их в своей речи.

При составлении комплекса упражнений учитывалось, на каком этапе обучения будет использован тот или иной тип упражнений, какие теоретические сведения будут усвоены и закреплены учащимися, какие при этом будут сформированы умения и навыки, а также место этих упражнений в общей системе упражнений по русскому языку.

При разработке комплекса упражнений мы опирались на предложенную Н.И. Формановской классификацию упражнений по речевому этикету для студентов средних и высших учебных заведений, применив ее к учащимся начальных классов с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также классификацию на основе систематизации методов обучения, предложенную И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным.

Согласно классификации Н.И. Формановской, применительно к изучению речевого этикета в начальной школе было выделено три группы упражнений.

Первая группа

представляет собой лексико-семантические упражнения. В ходе выполнения упражнений данного типа у учащихся формируется умение выделять формулы речевого этикета в потоке речи. Эта группа упражнений характерна для первого этапа работы по формированию речевого этикета учащихся. С помощью упражнений данной группы учащиеся усваивают необходимые сведения о речевом этикете, приобретают умение находить этикетные формулы в потоке речи.

Фрагмент занятия 1.

Прочитайте диалог ученика 4 класса Вани и библиотекаря. Найдите «вежливые слова» и выпишите их.

-Здравствуйте! – произнес Ваня.

-Добрый день! Чем могу помочь? – произнес библиотекарь.

-Скажите пожалуйста, а у вас есть басни К.И. Чуковского?

-Есть. Сейчас принесу.

-Извините, а можете принести разные книги, чтобы я выбрал одну и взял домой? – робко спросил ученик.

– Конечно можно. В нашей библиотеке имеется несколько разных изданий.

Библиотекарь приносит книги.

-Вот, возьми на здоровье.

-Спасибо! – поблагодарил мальчик, выбрав нужную книгу.

-Не за что. – улыбаясь, ответил библиотекарь.

-До свидания! – попрощался Ваня.

-Всего доброго!

Далее следует фронтальная проверка правильности выполнения

задания.

Вторая группа

упражнений носит комбинированный характер. При выполнении заданий данной группы упражнений учащиеся получают основные лексико-грамматические знания, а также у них формируются и закрепляются умения и навыки по речевому этикету.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование ...

Формирование личности в различных видах деятельности
«Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе, как совокупность его деятельности, осуществляющей его отношение к миру». Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях ...

Система начального профессионального образования
Система начального профессионального образования выполняет следующие основные функции: удовлетворение потребности в профессиональных образовательных услугах: обеспечение экономики в квалифицированных кадрах и социальную стабилизацию жизни территории, обеспечивая занятость преподавательского состава ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru