Анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования речевого этикета позволил выявить следующие недостатки:
1.Систематической работы по формированию речевого этикета программы не предусматривают.
2.Обозначенные в программах требования к знаниям, умениям, навыкам в области речевого этикета не отражаются в упражнениях, представленных в учебниках.
3.Содержащиеся в учебниках упражнения по речевому этикету, а также характер заданий к ним не способствуют выработке необходимых умений и навыков в области речевого этикета.
Так как речевой этикет довольно сложен для начальных классов, выбраны только самые простые и употребительные его аспекты:
1.Разнообразные формы приветствия и прощания.
2.Вежливые формы извинения за причиненные неудобства.
3.Вежливые формы обращения.
4.Благодарность за услугу.
5.Поздравления.
Выделенные основные направления по формированию речевого этикета, анализ типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий в ходе констатирующего среза, позволили нам разработать и внедрить в практику обучения комплекс упражнений.
Основная идея разработанного комплекса упражнений заключается в переходе от знакомства с основными формулами речевого этикета к овладению навыками осмысленного использования их в своей речи.
При составлении комплекса упражнений учитывалось, на каком этапе обучения будет использован тот или иной тип упражнений, какие теоретические сведения будут усвоены и закреплены учащимися, какие при этом будут сформированы умения и навыки, а также место этих упражнений в общей системе упражнений по русскому языку.
При разработке комплекса упражнений мы опирались на предложенную Н.И. Формановской классификацию упражнений по речевому этикету для студентов средних и высших учебных заведений, применив ее к учащимся начальных классов с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также классификацию на основе систематизации методов обучения, предложенную И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным.
Согласно классификации Н.И. Формановской, применительно к изучению речевого этикета в начальной школе было выделено три группы упражнений.
Первая группа
представляет собой лексико-семантические упражнения. В ходе выполнения упражнений данного типа у учащихся формируется умение выделять формулы речевого этикета в потоке речи. Эта группа упражнений характерна для первого этапа работы по формированию речевого этикета учащихся. С помощью упражнений данной группы учащиеся усваивают необходимые сведения о речевом этикете, приобретают умение находить этикетные формулы в потоке речи.
Фрагмент занятия 1.
Прочитайте диалог ученика 4 класса Вани и библиотекаря. Найдите «вежливые слова» и выпишите их.
-Здравствуйте! – произнес Ваня.
-Добрый день! Чем могу помочь? – произнес библиотекарь.
-Скажите пожалуйста, а у вас есть басни К.И. Чуковского?
-Есть. Сейчас принесу.
-Извините, а можете принести разные книги, чтобы я выбрал одну и взял домой? – робко спросил ученик.
– Конечно можно. В нашей библиотеке имеется несколько разных изданий.
Библиотекарь приносит книги.
-Вот, возьми на здоровье.
-Спасибо! – поблагодарил мальчик, выбрав нужную книгу.
-Не за что. – улыбаясь, ответил библиотекарь.
-До свидания! – попрощался Ваня.
-Всего доброго!
Далее следует фронтальная проверка правильности выполнения
задания.
Вторая группа
упражнений носит комбинированный характер. При выполнении заданий данной группы упражнений учащиеся получают основные лексико-грамматические знания, а также у них формируются и закрепляются умения и навыки по речевому этикету.
Вопрос в определении сущности прозвищ
Язык является средством общения людей, и потому он на всех этапах своего развития существует как общий и единый язык для этноса [7: 3]. Язык современной нации представляет собой сложную систему, в которую входят, с одной стороны, стандартная, обработанная, литературная разновидность языка, с другой ...
Каковы потенциальные издержки принятия Россией
Болонской модели и каковы пути их минимизации
Потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели могут состоять в некритическом заимствовании опыта стран, практикующих использование соответствующей системы. Эта система, в основе своей англо-саксонского происхождения, вообще говоря, не ставит своей целью получение специалистов, обладающих ...
Идея свободного воспитания Л.Н. Толстого
Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.