Понятие функции является одним из важных понятий математической науки и представляет большую ценность для школьного курса математики. Русский математик и педагог А. Я. Хинчин указывал, что понятие функциональной зависимости должно стать не только одним из важных понятий школьного курса математики, но тем основным стержнем, проходящим от элементарной арифметики до высших разделов алгебры, геометрии и тригонометрии, вокруг которых группируется всё математическое представление.
В настоящее время появилось много новых школьных учебников по математике. При изучении в основной школе некоторые учителя сейчас используют учебный комплект по алгебре под редакцией Г.В. Дорофеева. Методические рекомендации по изучению функциональной линии по данному учебнику ещё не разработаны, поэтому работа по созданию таких методических рекомендаций весьма актуальна
. При этом предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы для любого действующего учебника по алгебре. Это способствует развитию интеллектуальных умений и творческих способностей учащихся; развитию различных форм мыслительной деятельности, а также усиливает подготовку по теме.
Цель
исследования состоит в изучении функциональной линии в курсе алгебры 7–9 классов и разработке методических рекомендаций по изучению данной темы по учебникам алгебры под редакцией Г.В. Дорофеева.
Объектом
исследования являются процесс обучения алгебре в 7–9 классах.
Изучение функциональной линии будет более эффективным, в том случае когда:
в 5-6 классах проводится функциональная пропедевтика;
понятие «функция» вводится конкретно-индуктивным путём, при использовании генетического подхода;
исследование конкретных функций, то есть изучение её свойств, проводится комбинированным методом;
существенное внимание уделяется формулировке свойств на различных языках (словесном, графическом, аналитическом);
используется функциональная символика.
Учебники по алгебре под редакцией Г.В. Дорофеева дают возможность для осуществления этих рекомендаций.
Для реализации поставленных целей решались следующие задачи
:
Выяснить роль, содержание и место функциональной линии в различных учебных комплектах по математике. Определить способы исследования функций в каждом из рассмотренных учебников.
Выявить особенности учебного комплекта по алгебре под редакцией Г.В. Дорофеева.
Проанализировать учебники [36], [35], [34] и разработать методические рекомендации по изучению функциональной линии в данных учебниках.
Разработать уроки по теме «Линейная функция, её свойства и график», так как именно эта функция изучается первой и является базовой в исследовании свойств функций.
Показать возможности развития функциональной линии во внеклассной работе.
Осуществить опытное преподавание.
Для достижения поставленных целей использовались следующие методы исследования
:
Изучение математической, методической и психолого-педагогической литературы.
Анализ школьной программы по математике.
Анализ учебных комплектов по алгебре для 7–9 классов.
Опытное преподавание.
Наблюдение за учащимися во время проведения факультативных занятий по математике.
Проблема подготовки детей к обучению математике в
школе
Далеко не все дошкольники подходят к обучению в школе с необходимым багажом математических знаний или близких к ним. Нередко дефицит соответствующей работы со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что будущий первоклассник не умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлен ...
Понятие «профессионализм» в балете, исследование его уровня и способы
формирования
Под профессионализмом Маркова А.К. понимает «совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда» [22, C. 43]. Профессионализм, по мнению автора, складывается из двух элементов: мотивационного и операционального. Мотивационный элемент подразумевает [22, ...
Использование полученных данных в построении
образовательного процесса в ДОУ
Обобщая все выше сказанное можно сказать, что на формирование гендерных представлений у детей дошкольного возраста влияют многие факторы: половая идентичность в детстве, влияние сверстников, гендерные стереотипы и др. Все эти факторы накладывают определенные ограничения на поведение детей в зависим ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.