Информация о педагогике » Обучение решению арифметических задач детей с общим недоразвитием речи

Обучение решению арифметических задач детей с общим недоразвитием речи

Обучение решению задач является сложнейшей методической проблемой не только в методике обучения математике младших школьников, но и в методике обучения математике в старших классах.

Методические подходы к вопросу о порядке изучения арифметических действий, вычислений и обучения решению задач значительно изменились за последние 15-20 лет, что обусловлено главным образом упрочением позиций развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода к пониманию цели и сути образовательного процесса. Общепринятый сегодня в системе развивающего обучения подход состоит в том, что знакомить ребенка с арифметическими действиями и соответственно с простейшими приемами вычислений следует раньше, чем начинать обучение решению задач. В связи с этим необходимость обучения дошкольников решению задач вызывает большое сомнение с методической точки зрения, поскольку в условиях дошкольной подготовки сложно решить все аспекты этой методической проблемы.

Задача как математическое понятие присутствует сегодня в традиционной программе математической подготовки дошкольников, в программах «Воспитание и обучение в детском саду», «Радуга», «Детство», которые опираются в этом вопросе на традиционную методику пособия A.M. Леушиной, но ее нет в программе «Школа 2000», авторы которой впервые знакомят ребенка с задачей в конце первого полугодия 1 класса. Таким образом, налицо противоречие между тем методическим подходом к процессу обучения, который был принят в 70-е годы, когда было написано пособие A.M. Леушиной, и современным пониманием роли и места задач в обучении ребенка математике.

Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источников, среди которых особое значение имеет слово и действие окружающих взрослых, которым малыши активно подражают.

Уровень развития речи определяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми, характеризует психическое развитие. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) отличаются нарушением формирования у них всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической, но их также необходимо знакомить с математическими категориями и способами действий для взаимодействия с окружающим миром.

У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР (Р.Е.Левина), и в нашей работе мы попытались создать систему обучения арифметическим действиям детей с ОНР третьего уровня.

Третий уровень – дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

Дети с третьим уровнем речевого развития при условии систематической логопедической помощи бывают готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя испытывают определенные трудности в обучении. Эти трудности связаны главным образом с недостаточностью словаря, ошибками грамматического конструирования связных высказываний, недостаточной сформированностью фонематического восприятия, нарушением звукопроизношения. Монологическая речь развивается у таких детей плохо. В основном они используют диалогическую форму общения. В целом готовность к школьному обучению у таких детей низкая. В начальных классах они имеют значительные затруднения при овладении письмом и чтением, нередко имеются специфические нарушения письма и чтения.

Таким образом, общее недоразвитие речи – это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия, а также создания специальных условий для развития личности ребенка.

Исследования А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной показали, что учить детей вначале надо не числу, а сравнению, способствовать формированию количественных отношений, а затем уже обучать счетной деятельности, пользуясь числительными.

Вопросами обучения дошкольников арифметических задач занимались такие педагоги как: А.М. Леушина, В.В. Данилова, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр, А.В. Белошистая, Л.С. Метлина. Проблема знакомства с арифметическими задачами детей с проблемами в развитии сегодня разработана недостаточно. Углубленно этот вопрос изучается учеными для детей олигофренов, ЗПР, умственно-отсталых (М. Перова)

Цель исследования: выявить педагогические условия для обучения решению арифметических задач детьми с ОНР (3 уровень).

Объект исследования - особенности освоения арифметических действий в процессе решения задач детьми старшего дошкольного возраста ОНР (3 уровень).

Предмет исследования – методы и средства обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста ОНР (3 уровень).

Гипотеза. Обучение решению арифметических задач детьми с ОНР возможно при создании следующих условий:

-Соблюдение этапности в обучении решению арифметических задач детьми.

-Применение системы наглядно-практических способов обучения решению арифметических задач.

-Составление конкретного содержания арифметических задач, отражающего жизнедеятельность детей.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме обучения решению арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии.

2. Выявить особенности освоения арифметических действий в процессе обучения решению арифметических задач детьми с ОНР.

3. Создать педагогические условия для обучения решению арифметических задач детей с ОНР.

Новые статьи:

Внеклассная работа - одна из форм повышения знаний по информатике
Внеурочное время может использоваться учителями-предметниками для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки. Расширение и углубление знаний и умений по предмету, повышение интереса учащихся к информатике как одному из предметов естественнонаучного цикла, повышение ур ...

Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) - основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания ...

Педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX века
В русской педагогике конца XIX – начала XX века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и с ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru