Информация о педагогике » Обучение решению арифметических задач детей с общим недоразвитием речи

Обучение решению арифметических задач детей с общим недоразвитием речи

Обучение решению задач является сложнейшей методической проблемой не только в методике обучения математике младших школьников, но и в методике обучения математике в старших классах.

Методические подходы к вопросу о порядке изучения арифметических действий, вычислений и обучения решению задач значительно изменились за последние 15-20 лет, что обусловлено главным образом упрочением позиций развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода к пониманию цели и сути образовательного процесса. Общепринятый сегодня в системе развивающего обучения подход состоит в том, что знакомить ребенка с арифметическими действиями и соответственно с простейшими приемами вычислений следует раньше, чем начинать обучение решению задач. В связи с этим необходимость обучения дошкольников решению задач вызывает большое сомнение с методической точки зрения, поскольку в условиях дошкольной подготовки сложно решить все аспекты этой методической проблемы.

Задача как математическое понятие присутствует сегодня в традиционной программе математической подготовки дошкольников, в программах «Воспитание и обучение в детском саду», «Радуга», «Детство», которые опираются в этом вопросе на традиционную методику пособия A.M. Леушиной, но ее нет в программе «Школа 2000», авторы которой впервые знакомят ребенка с задачей в конце первого полугодия 1 класса. Таким образом, налицо противоречие между тем методическим подходом к процессу обучения, который был принят в 70-е годы, когда было написано пособие A.M. Леушиной, и современным пониманием роли и места задач в обучении ребенка математике.

Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источников, среди которых особое значение имеет слово и действие окружающих взрослых, которым малыши активно подражают.

Уровень развития речи определяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми, характеризует психическое развитие. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) отличаются нарушением формирования у них всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической, но их также необходимо знакомить с математическими категориями и способами действий для взаимодействия с окружающим миром.

У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР (Р.Е.Левина), и в нашей работе мы попытались создать систему обучения арифметическим действиям детей с ОНР третьего уровня.

Третий уровень – дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

Дети с третьим уровнем речевого развития при условии систематической логопедической помощи бывают готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя испытывают определенные трудности в обучении. Эти трудности связаны главным образом с недостаточностью словаря, ошибками грамматического конструирования связных высказываний, недостаточной сформированностью фонематического восприятия, нарушением звукопроизношения. Монологическая речь развивается у таких детей плохо. В основном они используют диалогическую форму общения. В целом готовность к школьному обучению у таких детей низкая. В начальных классах они имеют значительные затруднения при овладении письмом и чтением, нередко имеются специфические нарушения письма и чтения.

Таким образом, общее недоразвитие речи – это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия, а также создания специальных условий для развития личности ребенка.

Исследования А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной показали, что учить детей вначале надо не числу, а сравнению, способствовать формированию количественных отношений, а затем уже обучать счетной деятельности, пользуясь числительными.

Вопросами обучения дошкольников арифметических задач занимались такие педагоги как: А.М. Леушина, В.В. Данилова, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр, А.В. Белошистая, Л.С. Метлина. Проблема знакомства с арифметическими задачами детей с проблемами в развитии сегодня разработана недостаточно. Углубленно этот вопрос изучается учеными для детей олигофренов, ЗПР, умственно-отсталых (М. Перова)

Цель исследования: выявить педагогические условия для обучения решению арифметических задач детьми с ОНР (3 уровень).

Объект исследования - особенности освоения арифметических действий в процессе решения задач детьми старшего дошкольного возраста ОНР (3 уровень).

Предмет исследования – методы и средства обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста ОНР (3 уровень).

Гипотеза. Обучение решению арифметических задач детьми с ОНР возможно при создании следующих условий:

-Соблюдение этапности в обучении решению арифметических задач детьми.

-Применение системы наглядно-практических способов обучения решению арифметических задач.

-Составление конкретного содержания арифметических задач, отражающего жизнедеятельность детей.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме обучения решению арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии.

2. Выявить особенности освоения арифметических действий в процессе обучения решению арифметических задач детьми с ОНР.

3. Создать педагогические условия для обучения решению арифметических задач детей с ОНР.

Новые статьи:

Психолого-дидактические основы проведения лабораторных работ
Мы выделили основные требования к организации лабораторных работ, но для того, чтобы работа была эффективной, необходимо также учитывать возрастные особенности школьников. Мы остановимся на использовании лабораторных работ по математике в 7 – 9 класса средней образовательной школы. Дети, учащиеся в ...

Педагогические условия реализации методики драматизации на уроках литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников
В данной главе изложены основные педагогические условия методики драматизации на уроках литературного чтения. Для наилучшего понимания того, каким образом данные условия могут быть применены на практике, мы обрисуем работу канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. Проанализировав научную литера ...

Психолого-педагогические особенности трудных подростков
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил пр ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru