Практические задания как средство активизации учебного процесса

Страница 2

Прежде чем приступать к выполнению практических заданий, необходимо систематически готовить учащихся, проводить обучающую работу по выполнению этих заданий, путем подробного инструктирования, проведения совместных со всем классом предварительных упражнений. Необходимым условием для подготовки и проведения практических работ является коллективная и активная работа всего класса при объяснении нового материала [47, С 81].

Первые практические задания носят полусамостоятельный характер и проводятся под непосредственным руководством и наблюдением учителя в классе. Учитель следит за выполнением, делает по ходу работы необходимые замечания, указания и оказывает помощь [53, С. 35]. Лишь после того, когда учитель убежден, что учащиеся смогут справиться самостоятельно, можно давать практические задания самостоятельного характера.

Большое значение имеет и то, как составлено задание и как оно преподносится учащимся. Задания, выполняемые механически, без нужного понимания и активной мыслительной работы, педагогически нецелесообразны. Любая практическая работа должна быть посильна и достаточно трудна. Важно воспитать умение тратить на работу не больше времени, чем нужно, а для этого учитель должен сам проделать работу и знать, сколько нужно на нее времени и соответственно соотнести со временем для учеников. Задержка с выполнением заданий свидетельствует о том, что ученик или плохо владеет методом ее выполнении или не понимает данного задания [31, С. 87].

При организации и проведении практических заданий нужно, чтобы:

1. Учащиеся были подготовлены к их выполнению.

2. Задания основывались на имеющихся у учащихся знаниях, т.е. были доступны.

3. Не было затруднений в понимании и выполнении задания.

4. Обращалось внимание учащихся на главное.

5. Учащиеся стимулировались к новым усилиям в работе, к самостоятельному преодолению трудностей.

6. Работы тщательно проверялись учителем, а результаты проверки служили материалом для исправления ошибок при выполнении их в дальнейшем.

Практические задания могут проводиться при изучении нового материала, где они не только обеспечивают активность, но и позволяют дифференцировать подход к учащимся, определять степень усвоения изучаемого материала ими, определять затруднений и своевременно оказывать индивидуальную помощь. Практические работы имеют место при закреплении в процессе применения усвоенных знаний, а также при выполнении домашних заданий и проводятся как в письменной, так и в устной форме [10].

В педагогической и методической литературе высоко оценивается значение практических заданий учащихся. Они рассматриваются как необходимое звено учебного процесса и эффективное средство овладения прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками. Правильная постановка практических заданий не только способствует лучшему пониманию, усвоению изучаемого материала, но и будит творческую мысль учащихся, вызывает новые вопросы [39]. Проведение практических работ на всех этапах урока обосновывается положениями марксистско-ленинской теории дознания, данными психологии, материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и советской педагогики.

Степень самостоятельности учащихся в процессе обучения может быть весьма различной. Так при проведении беседы на уроке и на стадии обучения приемам выполнения практических заданий, учащиеся, в зависимости от имеющихся у них знаний, по-разному отвечают на поставленные перед ними вопросы, и здесь руководящая роль учителя огромна, от него зависит общий ход мыслительных операций каждого учащегося [18, С. 46].

При проведении практических работ каждый учащийся самостоятельно изучает задание и выполняет указанные в нем работы, делая соответствующие выводы, хотя руководящая роль учителя и здесь не исключается [53, С. 16]. В процессе выполнения таких работ знания не только конкретизируются, закрепляются, но и приобретаются новые, развивается мышление.

Осознанное приобретение знаний самими учащимися повышает качество учебы. При наличии навыков выполнения практических заданий учащиеся проявляют свою инициативу в определенной последовательности выполнения задания, но при определении содержания практической работы инициатива принадлежит только учителю. Поэтому при составлении задания необходимо точно указывать порядок ее выполнения: а) тему; б) вопросы, на которые необходимо ответить; в) содержание заданий и последовательность их выполнения; г) оборудование урока; д) время для выполнения работы. Степень самостоятельности учащихся при этом зависит от общего уровня развития и подготовки учащихся и должна изменяться как на протяжении года, так и от класса к классу [21, С. 115].

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Психологические и лингвистические характеристики связной речи
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью ( ...

Значение кружковой работы в воспитательном процессе
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Так, еще К.Д. Ушинский говорил: «Искусство воспитани ...

Программа исследования
Цель данного исследования – выявление уровня математической готовности к обучению в школе у современных старших дошкольников двух групп – целенаправленно занимавшихся до этого элементарной математикой и не принимавшие участия в подобных программах. Задачи: - сформировать и мотивировать к участию в ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru