Практические задания как средство активизации учебного процесса

Страница 2

Прежде чем приступать к выполнению практических заданий, необходимо систематически готовить учащихся, проводить обучающую работу по выполнению этих заданий, путем подробного инструктирования, проведения совместных со всем классом предварительных упражнений. Необходимым условием для подготовки и проведения практических работ является коллективная и активная работа всего класса при объяснении нового материала [47, С 81].

Первые практические задания носят полусамостоятельный характер и проводятся под непосредственным руководством и наблюдением учителя в классе. Учитель следит за выполнением, делает по ходу работы необходимые замечания, указания и оказывает помощь [53, С. 35]. Лишь после того, когда учитель убежден, что учащиеся смогут справиться самостоятельно, можно давать практические задания самостоятельного характера.

Большое значение имеет и то, как составлено задание и как оно преподносится учащимся. Задания, выполняемые механически, без нужного понимания и активной мыслительной работы, педагогически нецелесообразны. Любая практическая работа должна быть посильна и достаточно трудна. Важно воспитать умение тратить на работу не больше времени, чем нужно, а для этого учитель должен сам проделать работу и знать, сколько нужно на нее времени и соответственно соотнести со временем для учеников. Задержка с выполнением заданий свидетельствует о том, что ученик или плохо владеет методом ее выполнении или не понимает данного задания [31, С. 87].

При организации и проведении практических заданий нужно, чтобы:

1. Учащиеся были подготовлены к их выполнению.

2. Задания основывались на имеющихся у учащихся знаниях, т.е. были доступны.

3. Не было затруднений в понимании и выполнении задания.

4. Обращалось внимание учащихся на главное.

5. Учащиеся стимулировались к новым усилиям в работе, к самостоятельному преодолению трудностей.

6. Работы тщательно проверялись учителем, а результаты проверки служили материалом для исправления ошибок при выполнении их в дальнейшем.

Практические задания могут проводиться при изучении нового материала, где они не только обеспечивают активность, но и позволяют дифференцировать подход к учащимся, определять степень усвоения изучаемого материала ими, определять затруднений и своевременно оказывать индивидуальную помощь. Практические работы имеют место при закреплении в процессе применения усвоенных знаний, а также при выполнении домашних заданий и проводятся как в письменной, так и в устной форме [10].

В педагогической и методической литературе высоко оценивается значение практических заданий учащихся. Они рассматриваются как необходимое звено учебного процесса и эффективное средство овладения прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками. Правильная постановка практических заданий не только способствует лучшему пониманию, усвоению изучаемого материала, но и будит творческую мысль учащихся, вызывает новые вопросы [39]. Проведение практических работ на всех этапах урока обосновывается положениями марксистско-ленинской теории дознания, данными психологии, материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и советской педагогики.

Степень самостоятельности учащихся в процессе обучения может быть весьма различной. Так при проведении беседы на уроке и на стадии обучения приемам выполнения практических заданий, учащиеся, в зависимости от имеющихся у них знаний, по-разному отвечают на поставленные перед ними вопросы, и здесь руководящая роль учителя огромна, от него зависит общий ход мыслительных операций каждого учащегося [18, С. 46].

При проведении практических работ каждый учащийся самостоятельно изучает задание и выполняет указанные в нем работы, делая соответствующие выводы, хотя руководящая роль учителя и здесь не исключается [53, С. 16]. В процессе выполнения таких работ знания не только конкретизируются, закрепляются, но и приобретаются новые, развивается мышление.

Осознанное приобретение знаний самими учащимися повышает качество учебы. При наличии навыков выполнения практических заданий учащиеся проявляют свою инициативу в определенной последовательности выполнения задания, но при определении содержания практической работы инициатива принадлежит только учителю. Поэтому при составлении задания необходимо точно указывать порядок ее выполнения: а) тему; б) вопросы, на которые необходимо ответить; в) содержание заданий и последовательность их выполнения; г) оборудование урока; д) время для выполнения работы. Степень самостоятельности учащихся при этом зависит от общего уровня развития и подготовки учащихся и должна изменяться как на протяжении года, так и от класса к классу [21, С. 115].

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Роль грамматики, её место среди аспектов языка
Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но неизменный вопрос последних лет – должны ли мы о ...

Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления. Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как ...

Подходы к изучению понятия «функция»
Выделяют два подхода к введению определения понятия функции: Генетический подход. Логический подход. Генетическая трактовка понятия функции основана на разработке и методическом освоении основных черт, вошедших в понятие функции примерно до середины XIX века. Наиболее существенными понятиями, котор ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru