Профессиональная компетентность

Страница 3

Профессиональная компетентность, как характеристика квалификации и профессионализма, предполагает:

- углубленное знание предмета или освоенное умение;

- способность специалиста среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но неэффективные решения (критическое мышление);

- способность специалиста к постоянному обновлению знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях (мобильность знаний);

- компетентность включает в себя как содержательные (знания), так и процессуальные (умения) компоненты. Компетентный человек не только понимает существо проблемы, но и умеет решать ее практически. При этом в зависимости от конкретных условий решения проблемы он может применить тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям (гибкий метод).

Таким образом, слагаемыми компонентами профессиональной компетентности являются: мобильные знания, гибкий метод и критическое мышление.

Понятие «профессиональная компетентность» тесно связано с понятием «профессиональная культура».

Профессиональная культура специалиста включает в себя множество признаков, но одной из существенных ее характеристик может рассматриваться совокупность качеств, адекватных требованиям общественного труда и обеспечивающих его эффективность. Поэтому в качестве личностных характеристик специалиста выступают его профессиональные знания, умения и навыки.

Наряду с операциональной и интеллектуальной характеристиками профессиональной культуры специалиста не менее важной является его коммуникативно-поведенческая характеристика, которая имеет свое конкретное выражение в знании, понимании, повседневном и привычным выполнении трудовой и технологической дисциплины, правовых и этических норм делового и межличностного общения.

Обладающий профессиональной культурой специалист относится к своей работе сквозь призму личностного развития и оценивает ее не только и не столько с точки зрения внешних условий и результатов (количество и качество продукции, заработная плата и т.д.), а и с точки зрения самопознания, самоутверждения, самореализации.

Именно поэтому профессиональная культура специалиста всегда предполагает глубокий интерес к профессиональной деятельности во всех ее существенных компонентах, разносторонним знаниям, необходимым для ее успешного осуществления; концентрацию внимания; высокую степень самоконтроля, самоанализа, самооценки; самокритичность и, конечно же, ответственность за результаты своего труда; самостоятельность и творческую инициативу. Специалист, обладающий подобными качествами, никогда не ограничивается установленными нормами выработки, «шаблонными» способами и средствами а, как правило, стремится к достижению наивысших результатов за счет рационализации трудовых приемов и операций, модернизации инструмента и оборудования, совершенствования навыков, умений и способностей и т.д.

Задача профессиональной школы состоит в формировании у обучающихся именно такой профессиональной культуры как необходимое условие успешной адаптации в современных социально-экономических условиях. В качестве ее основных критериев можно выделить следующие: деятельностно-практическое, эмоционально положительное отношение к учебно-производственной деятельности; учебно-познавательную, учебно-производственную активность, развивающуюся от репродуктивного к творчески-продуктивному уровню; ответственность за учебно-производственную деятельность, проявляющуюся на начальном этапе в заинтересованном отношении к отметкам, на последующих этапах – в адекватной реакции на критику, а затем – в объективной самооценке результатов своей деятельности; качество знаний; уважение и такт в отношении всех участников учебно-производственной деятельности, помогающие социальному и профессиональному становлению.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Экспериментальное изучение возможностей формирования самоценности личности детей младшего школьного возраста в процессе воспитания
Экспериментальное исследование данной проблемы проходило с сентября 2008 по май 2009 года. Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 10. Целевая группа: учащиеся 3 А и 3 Б классов (51 человек) в возрасте 8- 10 лет. Этапами проведения исследования являлись констатирующий экспер ...

Исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. ...

Роль педагогической практики в формировании у будущих учителей психолого-педагогических и методологических навыков
география педагогический практика методологический Содержание психолого-педагогической практики с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы; изучение личности и коллектива; воспитательную работ ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru