Профессиональная компетентность, как характеристика квалификации и профессионализма, предполагает:
- углубленное знание предмета или освоенное умение;
- способность специалиста среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но неэффективные решения (критическое мышление);
- способность специалиста к постоянному обновлению знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях (мобильность знаний);
- компетентность включает в себя как содержательные (знания), так и процессуальные (умения) компоненты. Компетентный человек не только понимает существо проблемы, но и умеет решать ее практически. При этом в зависимости от конкретных условий решения проблемы он может применить тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям (гибкий метод).
Таким образом, слагаемыми компонентами профессиональной компетентности являются: мобильные знания, гибкий метод и критическое мышление.
Понятие «профессиональная компетентность» тесно связано с понятием «профессиональная культура».
Профессиональная культура специалиста включает в себя множество признаков, но одной из существенных ее характеристик может рассматриваться совокупность качеств, адекватных требованиям общественного труда и обеспечивающих его эффективность. Поэтому в качестве личностных характеристик специалиста выступают его профессиональные знания, умения и навыки.
Наряду с операциональной и интеллектуальной характеристиками профессиональной культуры специалиста не менее важной является его коммуникативно-поведенческая характеристика, которая имеет свое конкретное выражение в знании, понимании, повседневном и привычным выполнении трудовой и технологической дисциплины, правовых и этических норм делового и межличностного общения.
Обладающий профессиональной культурой специалист относится к своей работе сквозь призму личностного развития и оценивает ее не только и не столько с точки зрения внешних условий и результатов (количество и качество продукции, заработная плата и т.д.), а и с точки зрения самопознания, самоутверждения, самореализации.
Именно поэтому профессиональная культура специалиста всегда предполагает глубокий интерес к профессиональной деятельности во всех ее существенных компонентах, разносторонним знаниям, необходимым для ее успешного осуществления; концентрацию внимания; высокую степень самоконтроля, самоанализа, самооценки; самокритичность и, конечно же, ответственность за результаты своего труда; самостоятельность и творческую инициативу. Специалист, обладающий подобными качествами, никогда не ограничивается установленными нормами выработки, «шаблонными» способами и средствами а, как правило, стремится к достижению наивысших результатов за счет рационализации трудовых приемов и операций, модернизации инструмента и оборудования, совершенствования навыков, умений и способностей и т.д.
Задача профессиональной школы состоит в формировании у обучающихся именно такой профессиональной культуры как необходимое условие успешной адаптации в современных социально-экономических условиях. В качестве ее основных критериев можно выделить следующие: деятельностно-практическое, эмоционально положительное отношение к учебно-производственной деятельности; учебно-познавательную, учебно-производственную активность, развивающуюся от репродуктивного к творчески-продуктивному уровню; ответственность за учебно-производственную деятельность, проявляющуюся на начальном этапе в заинтересованном отношении к отметкам, на последующих этапах – в адекватной реакции на критику, а затем – в объективной самооценке результатов своей деятельности; качество знаний; уважение и такт в отношении всех участников учебно-производственной деятельности, помогающие социальному и профессиональному становлению.
Сказка как метод народной психологии
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки нам дороги, как родина, как их творец – народ. Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказо ...
Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе
Л.Н. Толстой писал: "Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей . И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которо ...
Сущность и классификация урока-экскурсии
Урок-экскурсия является одним из типов урока, проводимого в соответствии со школьной программой и включающего обязательное содержание школьного курса истории. Экскурсия, которая проводится по программе истории в школе - это один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.