Профессиональная компетентность

Страница 2

Профессиональная компетентность включает в себя не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя ряд компетенций: профессиональная, социально-коммуникативная, компетенция самоуправления.

Профессиональная компетентность, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:

· анализ трудового и технологического процессов;

· анализ технической документации, заданий;

· безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса;

· создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности;

· прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций;

· обеспечение безопасности выполнения работ;

· соблюдение технологических требований;

· освоение дополнительных квалификаций;

· высокий уровень культуры и организации процесса;

· отсутствие поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией;

· отсутствие брака;

· своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе;

· выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов.

Социально-коммуникативная компетенция, пронизывающая коллективный трудовой процесс, проявляется в следующих способностях каждого участника:

· способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;

· умение эффективно работать в составе группы;

· психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;

· способность установления горизонтальных и вертикальных контактов;

· искреннее уважение к труду других;

· способность понимания, восприятия иных национальных культур, толерантность;

· владение многокультурными навыками;

· способность разрешать конфликты;

· способность организовать работу группы;

· способность пользования различными средствами связи.

Компетенция самоуправления определяет такие индивидуальные способности, как:

· умение рассуждать и оценивать;

· творческий характер мышления;

· проявление инициативы;

· способность принятия ответственности;

· способность управления собой и другими;

· выявление необходимой информации из ситуации для принятия решений;

· выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения;

· умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии;

· способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;

· понимание взаимосвязей данной работы с другими;

· принятие рациональных решений в критической ситуации;

· уровень культуры и организации трудового процесса.

Выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

· специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

· социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

· личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

· индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развитие индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность к профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Применение метода проектов как способа организации самостоятельной деятельности учащихся на примере раздела «Архитектура компьютера»
В базовом курсе информатики раздел «Архитектура компьютера» обязателен для изучения в основной школы, и включен во все основные программы и учебники. Однако, при единых требованиях государственного стандарта, каждая программа выделяет на его изучение разное количество часов. Количество и содержание ...

Применение практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности
Главная цель организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в школе: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления свое ...

Основные характеристики технологии личностно-ориентированного обучения
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий. В последние годы образовательное ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru