Профессиональная компетентность

Страница 2

Профессиональная компетентность включает в себя не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя ряд компетенций: профессиональная, социально-коммуникативная, компетенция самоуправления.

Профессиональная компетентность, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:

· анализ трудового и технологического процессов;

· анализ технической документации, заданий;

· безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса;

· создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности;

· прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций;

· обеспечение безопасности выполнения работ;

· соблюдение технологических требований;

· освоение дополнительных квалификаций;

· высокий уровень культуры и организации процесса;

· отсутствие поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией;

· отсутствие брака;

· своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе;

· выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов.

Социально-коммуникативная компетенция, пронизывающая коллективный трудовой процесс, проявляется в следующих способностях каждого участника:

· способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;

· умение эффективно работать в составе группы;

· психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;

· способность установления горизонтальных и вертикальных контактов;

· искреннее уважение к труду других;

· способность понимания, восприятия иных национальных культур, толерантность;

· владение многокультурными навыками;

· способность разрешать конфликты;

· способность организовать работу группы;

· способность пользования различными средствами связи.

Компетенция самоуправления определяет такие индивидуальные способности, как:

· умение рассуждать и оценивать;

· творческий характер мышления;

· проявление инициативы;

· способность принятия ответственности;

· способность управления собой и другими;

· выявление необходимой информации из ситуации для принятия решений;

· выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения;

· умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии;

· способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;

· понимание взаимосвязей данной работы с другими;

· принятие рациональных решений в критической ситуации;

· уровень культуры и организации трудового процесса.

Выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

· специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

· социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

· личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

· индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развитие индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность к профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Основные типологии прозвищ
До сих пор отсутствует единая типология прозвищ. Классификация А.М. Селищева активно использовалась в работах более позднего периода, посвященных той же проблеме. Именно от этой работы часто отталкиваются исследователи, представляя свои группы прозвищ. В основе классификации материал, взятый, в осн ...

Разработка программы по спецкурсу «Я и профессия»
Спецкурс «Я и профессия» рассчитан для учащихся ПЛ №22 по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству». Программа построена по типу «тренинга умений» и направлена на повышение уровня профессиональных качеств учащихся, соответствующих профессии типа «человек – природа». Изучение спецкурса предусматр ...

Педагогика со времени монгольского ига и до Петра Великого в Московской Руси
В таком положении было просвещение русского народа до нашествия монголов (до середины XIII в). Последнее особенно сильно отразилось на Северо-Восточной Руси, и с этих пор история Северо-Восточной и Юго-Западной Руси идет различными путями. Монгольское иго содействовало упадку и без того, как мы уже ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru